Концепт «любовь», репрезентированный в классическом и современном англоязычном вербальном искусстве
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время заметен рост интереса к понятиям современной когнитивной лингвистики. Многие исследователи занимались изучением и анализом природы концепта, и результаты исследований по этой теме нашли отражение во многих работах этих ученых.Термин «концепт» в обиход русского языкознания был введен Д. С. Лихачевым. Результаты изучения этого явления нашли отражение в трудах С.Г. Воркачева, С.А. Аскольдова, И.А. Стернина, Г.Г. Слышкина и др.В исследовании анализу подвержен концепт «любовь» в художественных прозаических и поэтических произведениях авторов: Т. Харди, С. Моэма, Н.Спаркса, С.Ахерн, Д. Лоуренса, Р.Бёртона, Б. Нотта, Д. Чосера, Д. Уилмота, Д. Барнс, Д.Гилберта, В. Аудена, McEwan, Д. Лоджа, песен индивидуальных исполнителей и музыкальных групп.Понятия, которые были выбраны для изучения, имеют большое значение, по мнению авторов произведений искусства, ученых, а также древнегреческих философов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОНЦЕПТЕ
1.1.Концепт как ключевое понятие когнитивной лингвистики 5
1.2.Классификация концептов 9
1.3.Структура концепта и способы его репрезентации
1.4. Художественный концепты
1.5.Ключевые особенности концепта 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 18
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ВЕРБАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
2.1. Представление о любви в классической и современной англоязычной художественной прозе 19
2.2. Отражение концепта «Любовь» в песенном дискурсе 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алефиренко Н.Ф. Концепт-понятие-категория в свете современной лингвокогнивистики. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - №18 (89). - Выпуск 7. - С. 5-12.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика, синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян//М., - 1995 - С. 159.Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка // Попытка системного описания. – М., 1995. – № 1. – С. 98-100.
Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Ментальные действия. – М., 1993. – 176 с.
Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка/Теория концепта и концептуальное пространство// – Воронеж: - Изд-во Воронежского гос. университета, - 1996. – С. 72-79.
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, - 2001. – 134 с.
Бурнос И.В. Русские концепты “душа”, “дух”, “ум” в сопоставлении с английскими “mind”, “soul”, “spirit”: на материале текстов художественной литературы XIX-XX веков: дис.. канд. филол. н. - СПб, 2004. - 190 с.
Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М., 1999. – 780 с.
Витгенштейн Л. Философские работы. – М, 1994. – 206 с.
Воркачев С.Г. Национально-культурная специфика концепта любви в русской и испанской паремиологии / С.Г. Воркачев // Филологические науки. —М., 1995. —С. 5–66
Ворожбитова А.А. Официальный советский язык периода Великой отечественной войны: лингвориторическая интерпретация // Теоретическая и прикладная лингвистика / под ред. В.Б. Кашкина – Воронеж, 2000. – С. 21-42.
Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация / под ред. В. И. Герасимова – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке. Вопросы филологии. — 2001. — №1. — С. 35-47.
Залевская А.А. Психологический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина – Воронеж: ВГУ, 2001. – С. 86-91.
Термин «концепт», получивший широкое распространение в области языкознания, является одним из важнейших предметов научной дискуссии. Это понятие не имеет однозначного толкования. Термин «концепт» приобрел статус многогранного и многомерного понятия, благодаря огромному количеству толкований.Одной из ведущих категорий в когнитивной лингвистике являются концепты, под которыми подразумевается связь между языком и человеческим мышлением. Алгоритм формирования концепта: «человек осмысливает поступающую к нему информацию в процессе концептуализации: одного из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающейся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящей к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу (психике) человека» [30].В отечественном языкознании понятие «концепт» начали использовать в культурологических исследованиях, но со временем быстро развивалось, приобретая новые значения. Активное использование термина в языкознании в начале 90-х гг. было вызвано потребностью сопоставления психологических и лингвистических данных в когнитивной лингвистике [33].

