Календарно-обрядовая песенная традиция весенне-летнего цикла Смоленско-Могилевского порубежья

Скачать дипломную работу на тему: Календарно-обрядовая песенная традиция весенне-летнего цикла Смоленско-Могилевского порубежья. В которой определены исторические предпосылки, способствующие формирования традиционной культуры выделенной пограничной территории.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.11.2025
Объем файла
281 Кб
Количество страниц
83
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. В современной отечественной фольклористике региональные исследования являются одним из основных направлений. Под региональной традицией в большинстве случаев подразумевается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа на территории конкретного этнического региона.Взгляд на традиционную культуру изнутри был осознан еще во 2-ой половине XX-го века, когда диалектные явления языка впервые интерпретировались как ценный этнографический материал в области культурологии. Соприкасаясь сфилософскими, социологическими, эстетическими аспектами фольклора понятие «традиционная культура» объединяет сущностные принципы устного творчества в целостную систему.

Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Территория Смоленско-Могилевского порубежья в календарно-обрядовой традиции: методология исследования и факторы развития…………………………………………………………………………10
1.1Феномен календарно-обрядовой традиции пограничных зон как культурологическая проблема…………………………………………………..10
Ареал формирования фольклорно-этнографических форм обрядовой традиции весенне-летнего цикла в динамике развития…………...24
Глава 2. Самобытные черты календарной обрядовой традиции Смоленско-Могилевского порубежья ……………………………………….36
Обряды весенне-летнего цикла: функциональные связи фольклорно-этнографического текста с контекстом, предметно-вербальное и музыкально стилевое оформление……………………………………………...36
Системный анализ обрядового фольклора как проявление комплекса функциональных, словесно-музыкальных и игровых элементов народного творчества ……………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………...70
Литература………………………………………………………………76
Приложения……………………………………………………………..84
Приложение 1……………………………………………..84
Приложение 2……………………………………………..91

Список литературы
Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т.А. Агапкина. – М. : Индрик, 2002, - 814 с.
Агапкина. Т. А. Фольклорный текст в этнографическом контексте: словесные поединки, их формы и функции в весеннем обрядовом фольклоре славян / Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. XII Международный съезд славистов (Краков, 1998). Доклады российской делегации / Отв. ред. С. В. Никольский. М., 1998, - С. 439-454.
Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. Традиционная духовная культура славян / Современные исследования / Т.А. Агапкина — М.: Индрик, 2000, — 336 с.Андреев Н.В. О чем рассказывают курганы: [Раскопки Гнездов. могильника]: [Для ст. возраста]. – Смоленск: Смол. обл. гос. изд-во, 1951. – 127 с.
Байбурин А.К. К проблеме «у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» / Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / А.К. Байбурин, Г. А. Левинтон – Л., 1984, - С. 229-245.
Белорусы: серия "Народы и культуры" / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Нац. АН Беларуси. Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы / М. Ф. Пилипенко, В. А. Тишков, В. К. Бондарчик [и др.]; Отв. редакторы В. К. Бондарчик [и др.] - М.: Наука, 1998. - 502 с.
Бессонов П.. Белорусские песни, с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта. / П. Бессонов – М., 1871. – 264 с.
Бернштам Т.А. Обряд «Крещение и похороны кукушки» / Сб. Музея антропологии и этнографии. / Т.А. Бернштам – Л.:1981, т. 37 – С. 179-203.
Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Этнографический очерк. / А. Е. Богданович.; Отв. ред. О. А. Платонов – М.: Институт русской цивидизации, 2015 –160 с.

Региональные исследования являются одним из наиболее крупных и плодотворных направлений теоретической и практической этномузыкологии второй половины ХХ в. в изучении традиционной музыкальной культуры восточнославянских территорий. Как специализированное направление в белорусской этномузыкологии они начали разворачиваться с конца 1960-х гг. В решении вопроса географических границ выделенных регионов музыкальных традиций порубежья данные разных наук могут явиться исходным пунктом исследования, а на заключительном этапе – материалом для сравнительного анализа.В целом этническая традиция территории данного порубежья принадлежит к большому пласту культуры Восточных славян. Поэтому в регионе Российско-Белорусского пограничья (Смоленщины и Могилевщины) исторически сложились во многом сходные системы жанров музыкального фольклора. Кроме того, в состав Смоленской области входят территории, принадлежавшие не в столь отдаленном прошлом Могилевской губернии, поэтому песенные традиции обозначенного ареала не стоит рассматривать изолированно друг от друга.На территории Белоруссии, как показывают соответствующие исследования, отчетливо прослеживаются пять крупных музыкальных традиций – Полесье, Поозерье, Понеманье, Поднепровье и Центрально-белорусский регион. Нас будет далее интересовать регион Поднепровья.