Календарно-обрядовая песенная традиция весенне-летнего цикла Смоленско-Могилевского порубежья
Введение
Актуальность исследования. В современной отечественной фольклористике региональные исследования являются одним из основных направлений. Под региональной традицией в большинстве случаев подразумевается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа на территории конкретного этнического региона.Взгляд на традиционную культуру изнутри был осознан еще во 2-ой половине XX-го века, когда диалектные явления языка впервые интерпретировались как ценный этнографический материал в области культурологии. Соприкасаясь сфилософскими, социологическими, эстетическими аспектами фольклора понятие «традиционная культура» объединяет сущностные принципы устного творчества в целостную систему.
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Территория Смоленско-Могилевского порубежья в календарно-обрядовой традиции: методология исследования и факторы развития…………………………………………………………………………10
1.1Феномен календарно-обрядовой традиции пограничных зон как культурологическая проблема…………………………………………………..10
Ареал формирования фольклорно-этнографических форм обрядовой традиции весенне-летнего цикла в динамике развития…………...24
Глава 2. Самобытные черты календарной обрядовой традиции Смоленско-Могилевского порубежья ……………………………………….36
Обряды весенне-летнего цикла: функциональные связи фольклорно-этнографического текста с контекстом, предметно-вербальное и музыкально стилевое оформление……………………………………………...36
Системный анализ обрядового фольклора как проявление комплекса функциональных, словесно-музыкальных и игровых элементов народного творчества ……………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………...70
Литература………………………………………………………………76
Приложения……………………………………………………………..84
Приложение 1……………………………………………..84
Приложение 2……………………………………………..91
Список литературы
Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т.А. Агапкина. – М. : Индрик, 2002, - 814 с.
Агапкина. Т. А. Фольклорный текст в этнографическом контексте: словесные поединки, их формы и функции в весеннем обрядовом фольклоре славян / Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. XII Международный съезд славистов (Краков, 1998). Доклады российской делегации / Отв. ред. С. В. Никольский. М., 1998, - С. 439-454.
Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. Традиционная духовная культура славян / Современные исследования / Т.А. Агапкина — М.: Индрик, 2000, — 336 с.Андреев Н.В. О чем рассказывают курганы: [Раскопки Гнездов. могильника]: [Для ст. возраста]. – Смоленск: Смол. обл. гос. изд-во, 1951. – 127 с.
Байбурин А.К. К проблеме «у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» / Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / А.К. Байбурин, Г. А. Левинтон – Л., 1984, - С. 229-245.
Белорусы: серия "Народы и культуры" / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Нац. АН Беларуси. Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы / М. Ф. Пилипенко, В. А. Тишков, В. К. Бондарчик [и др.]; Отв. редакторы В. К. Бондарчик [и др.] - М.: Наука, 1998. - 502 с.
Бессонов П.. Белорусские песни, с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта. / П. Бессонов – М., 1871. – 264 с.
Бернштам Т.А. Обряд «Крещение и похороны кукушки» / Сб. Музея антропологии и этнографии. / Т.А. Бернштам – Л.:1981, т. 37 – С. 179-203.
Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Этнографический очерк. / А. Е. Богданович.; Отв. ред. О. А. Платонов – М.: Институт русской цивидизации, 2015 –160 с.
Региональные исследования являются одним из наиболее крупных и плодотворных направлений теоретической и практической этномузыкологии второй половины ХХ в. в изучении традиционной музыкальной культуры восточнославянских территорий. Как специализированное направление в белорусской этномузыкологии они начали разворачиваться с конца 1960-х гг. В решении вопроса географических границ выделенных регионов музыкальных традиций порубежья данные разных наук могут явиться исходным пунктом исследования, а на заключительном этапе – материалом для сравнительного анализа.В целом этническая традиция территории данного порубежья принадлежит к большому пласту культуры Восточных славян. Поэтому в регионе Российско-Белорусского пограничья (Смоленщины и Могилевщины) исторически сложились во многом сходные системы жанров музыкального фольклора. Кроме того, в состав Смоленской области входят территории, принадлежавшие не в столь отдаленном прошлом Могилевской губернии, поэтому песенные традиции обозначенного ареала не стоит рассматривать изолированно друг от друга.На территории Белоруссии, как показывают соответствующие исследования, отчетливо прослеживаются пять крупных музыкальных традиций – Полесье, Поозерье, Понеманье, Поднепровье и Центрально-белорусский регион. Нас будет далее интересовать регион Поднепровья.

