Сравнительный анализ гуманистической и когнитивной научных школ в психологии

В данной курсовой работе проведен анализ современного положения гуманистической школы в психологической науке. Проанализированы сходства и различия теоретических основ, философии и прикладных аспектов двух направлений.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
68 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:
Активное развитие психологической науки в ХХ веке стало основой для появления большого числа разнообразных психологических теорий и концепций. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о необходимости изучения и обобщения накопленных психологических знаний. Интегративный подход к психологии человека является важным вектором развития современной психологической науки.
Когнитивный и гуманистический подход в психологии являются одними из наиболее распространённых и крупных. При этом каждый из них имеет собственную теорию, методологию и практику. Кроме того, каждый подход уделяет большее внимание изучению какого-либо одного аспекта психики человека, что, безусловно, обусловливает некоторую ограниченность психологического подхода. Актуальность сравнительного анализа гуманистической и когнитивной научных школ в психологии заключается в необходимости поиска возможностей интеграции данных подходов, для чего, в первую очередь, необходимо пров

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА В ПСИХОЛОГИИ 5

1.1 Исторические перспективы когнитивной науки 5

1.2 Области когнитивных исследований и применения когнитивной науки 8

ГЛАВА 2. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА 12

2.1 История возникновения и формирования гуманистической научной школы 12

2.2 Современное положение гуманистической школы в психологической науке 15

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И КОГНИТИВНОЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ 17

3.1 Основные теоретические положения когнитивной психологии 17

3.2 Методологические принципы и положения гуманистического подхода 20

3.3 Сходства и различия теоретических основ, философии и прикладных аспектов двух направлений 23

Выводы 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аллахвердов В.М., Воскресенская Е.Ю., Науменко О.В. Сознание и когнитивное бессознательное // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - Серия 12. - Вып. 2. - С. 10–19.
Ахапкин Д. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов //Новое литературное обозрение. - 2012.- № 114.
Балабан П.М., Воронцов Д.Д., Дьяконова В.Е. и др. Центральные генераторы паттерна //Журнал высшей нервной деятельности. - 2013. - Т. 63. - № 5. - С. 441–520
Богданова М.А. Когнитивная наука как успешный проект междисциплинарного синтеза наук. – [Электронный ресурс]. – URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F944096855/Bogdanova.PDF(15.03.2022).
Гроф. С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.: Ганга, 2014. – 430с.
История психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Н.О. Леоненко / Урал. гос. пе д. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2013 – 132 с.
Катунин А. В. Концепция когнитивного бессознательного и её критика Дж. Сёрлом// Идеи и идеалы. 2019. - Т. 11. - № 1-1. – С. 129-144.
Когнитивная психология: история и современность/ Под ред. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова. - М.: Ломоносовъ, 2011. – 470с.
Когнитивная психология : учебник для вузов / И.В. Блинникова [и др.].. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 480 c.
Ларцева А.В. От генома до поведения: некоторые проблемы когнитивной генетики// Философско-литературный журнал «Логос». – 2014. - № 1 (97). – С. 155-170.
 Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. – СПб: Изд-во «Речь», 2003.- 456 с.
Мартинес-Конде С., Макник С. Мозг в фокусе // Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / Под ред. В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман. - М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. - C. 303–310.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 2020. 378 с.
Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж; пер. с англ. под ред. проф. В. В. Шульговского. — М. : БИНОМ. Лабор

Данные исследования обусловили развитие еще одного направления гуманистической научной школы – трансперсональной психологии, которая направляет свои исследования на изучение таких феноменов сознания, которые выходят за рамки обыденного опыта (трансценденция). Трансценденция возникает в измененных состояниях сознания (гипноз, медитация, холотропное дыхание и т.д.) [5].
Итак, в гуманистических теориях личности впервые происходит переориентация с вопросов психопатологии и негативных сторон в поведении человека на его позитивные стороны и возможности личностного развития и самосовершенствования.
Таким образом, история возникновения и формирования гуманистической научной школы начинается в США в 1960-х годах как «третья сила», которая противопоставляла свои идеи господствовавшим на тот момент в психологии психоанализу и бихевиоризму. Основой возникновения и формирования гуманистической научной