Трансформация стереотипа образов наций-соперников в романе Иэна Макьюэна «Невинный или особые отношения»
Введение
Британский писатель Иэн Рассел Макьюэн — одна из знаковых фигур современной английской литературы. Он поражает читателей своим психологическим подходом к написанию произведений. Макьюэн тонко и филигранно описывает каждого своего героя, используя различные приемы, которые в своей мере полностью раскрывают и показывают внутренний мир героя. В произведениях писателя демонстрируется эмоциональная природа человека, его слабости и страхи.Отличительной чертой Макьюэна среди других писателей является то, как он пытается выразить художественными образами стереотипы оппозиционных составляющих: мужчина и женщина, личность и общество, рациональность и интуитивность, естественные науки и мистическое начало. С большим интересом Макьюэн исследует двойственность человеческой природы. По мнению писателя, в человеке должно одновременно уживаются любовь, доброта, изобретательность, способность к сочувствию и коварство.
Содержание
Введение
Стереотип как феномен в литературоведении и культуре
1 Определение термина «стереотип» и понятие национального стереотипа
2 Имагологические исследования образов
Прием бинарных оппозиций в литературоведение
Образы наций-соперников, рассматриваемые в романе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Список использованных источников
1 Андерсон. Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ.ст. С. П. Баньковской. — М.: Кучково поле, 2016. – 416 с.
2 Бхабха, Х. Местонахождение культуры /Х. Бхабха // Перекрестки. — 2005. — №3-4. — С. 161-192.
3 Васильева, Т. Е. Стереотипы в общественном сознании / Т.Е. Васильева // Пси- Фактор. — М., 1988 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/stereotype5.htm — Дата доступа: 02.05.2023.
4 Гасанов, И.Б. Национальные стереотипы и "образ врага". — Рос. акад. управления изд. — М.: РАУ, 1994. - 40 с.
5 Елистратов, B. C. Россия как миф (к вопросу о структурно мифологических типах восприятия России Западом) / B. C. Елистратов // Россия и Запад: диалог культур. — 1994 — Вып. 3 — С. 12-34.
6 Ерофеев, Н. А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских / Н. А. Ерофеев. — М.: Наука, 1982. – 320 с7 Козлова, А. А. Имагологический метод в исследованиях литературы и культуры / А.А. Козлова // Обсерватория культуры. — 2015. — №3. — С. 114-118.
8 Кошикова. А. В. Функциональные роли бинарных оппозиций в идейно-художественной системе / А. В. Кошикова // Вестник АГУ. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2007. — С. 142-150.
9 Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с10 Макьюэн И. Невинный или Особые отношения / И. Макьюэн ; пер. с англ. В. Бабкова. — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008. — 352 с.
11 Морозова, И. В. О перспективах междисциплинарных исследований в изучении Америки: американистика и имагология / И. В. Морозова / / Американский ежегодник 2008/2009. — М.: ИВИ РАН. — 2010 — С. 91-94.
12 Ощепков, А. Р. Имагология / А. Р. Ощепков // Знание. Понимание. Умение. — 2010 — № 1 — С. 251-253.
13 Павловская, А. В. Англия и англичане / А. В. Павловская // ГЕО. — 2003 —№ 4 — С. 67—72.
Стереотип представляет собой укоренившиеся в сознании людей суждение, отражающие стабильные представления и убеждения относительно того или иного объекта. За последние годы этот феномен привлекает к себе все больше и больше внимания разных исследователей.«Стереотип» как термин впервые ввел в научный оборот американский журналист, социолог У. Липпман, который в 1922 г. заимствовал термин «стереотип» из сферы книгопечатания и определил его с социально-психологических позиций.Липпман определяет стереотип как всеобщую формулировку определенной проблемы или задачи, которая только приблизительно отражает истинный характер проблемы. Он считал, что люди, не имея достаточно информации и времени на анализ, прибегают к стереотипам для быстрого понимания и ориентации в ситуации.В своих рассуждениях Липпман разграничивает и противопоставляет внешний мир и картины этого мира в наших головах. Эти картины возникают не на основе нашего личного опыта, а усваиваются в процессе социализации в качестве готовых образов: «Нам рассказывают о мире, прежде чем мы его увидим. Мы представляем себе вещи, прежде чем мы переживаем их. И все эти предубеждения, если только образование не заставило нас их остро осознавать, глубоко управляют всем процессом восприятия» [9, c. 38]. Он рассматривает стереотипы как концепты, с помощью которых человек познает и интерпретирует мир. Эти концепты содержат важные для людей знания в различных областях жизнедеятельности, к которым относятся их мнения, убеждения и т.п.

