Организация делопроизводства и технология работы с документами учреждения библиотечно-информационной сферы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования выражается в высокой значимости рациональной организации делопроизводства в любом учреждении БИС, которые занимают важное место в создании и распространении информационных ресурсов. Современный период рассматривается как информатизация библиотечных учреждений, связанная с переходом на сетевые информационные технологии. От грамотного подхода к организации делопроизводства зависит эффективность всего учреждения.
ДОУ является одним из важных факторов, способствующих принятию юридически взвешенных, экономически адекватных и организационно обоснованных решений. Чётко выстроенная организация делопроизводства деятельности учреждения и оптимальная организация работы с документами позволяют с учётом всех особенностей оперативно реагировать на различные ситуационные изменения в стране, своевременно доводить до конкретных исполнителей необходимую информацию и успешно их контролировать. Важность ДОУ повседневной деятельностью библиотеки обусловлена объективным значением документа как существенного элемента внутренней организации любого учреждения БИС.
В любом БИУР обязательно создаются документы, в которых отражаются различные стороны его деятельности – финансовое состояние, работа с персоналом, организация и результаты производственной деятельности, материально-техническое обеспечение и др. Работа с деловой документацией – один из основных аспектов деятельности библиотечных учреждений. Документы обеспечивают реализацию управленческих функций, в документах определяются планы деятельности, фиксируются учётные и отчётные показатели, в докумен
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Учреждения библиотечно-информационной сферы в России на современном этапе 12
1.1. Тенденции развития учреждений библиотечно-информационной сферы 12
1.2. Нормативно-правовая база библиотечно-информационной сферы 20
2. Организация делопроизводства и технология работы с документами в МБУ ЦБС МО «Город Киров» 37
2.1. Организация делопроизводства 37
2.2. Технология работы с документами 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Объём документооборота МБУ ЦБС МО «Город Киров» за 2019-2021 гг. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Цикл работы со входящими документами 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Журнальная форма регистрации входящих, исходящих и внутренних документов 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Схема движения документа для передачи в архив и дальнейшего уничтожения 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Номенклатура дел МБУ ЦБС МО «Город Киров» за 2016-2017 гг. 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Номенклатура дел МБУ ЦБС МО «Город Киров» за 2020 гг. 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.И ЛИТЕРАТУРЫ
Опубликованные источники
1. Конституция РФ (ред. от 01 июля 2020 г.): официальный текст. – Текст: непосредственный. – Москва: АСТ, 2021. – 234 с. – (Кодексы и законы). – С. 135-139.
2. Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке (ред. от 1994 г.). – Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200005909 (дата обращения: 30.11.2022).
3. Гражданский кодекс РФ (по сост. на 07 октября 2022 г.): официальный текст. – Текст: непосредственный. – Москва: Проспект, 2022. – 752 с. – С. 429-443.
4. Бюджетный кодекс РФ (по сост. на 21 ноября 2022 г.): официальный текст. – Текст: непосредственный. – Москва: Эксмо, 2022. – 312 с. – С. 196-209.
5. Трудовой кодекс РФ (по сост. на 04 ноября 2022 г.): официальный текст. – Текст: непосредственный. – Москва: АСТ, 2022. – 272 с. – (Кодексы и законы). – С. 101-113.
6. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2 (по сост. на 21 ноября 2022 г.): официальный текст. – Текст: непосредственный. – Москва: Эксмо, 2022. – 1504 с. – (Законы и кодексы). – С. 748-753.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях (по сост. на 05 декабря 2022 г.): официальный текст. – Текст: непосредственный. – Москва: Проспект, 2022. – 784 с. – С. 584-592.
8. Основы законодательства РФ о культуре (ред. от 30 апреля 2021 г.). – Текст: электронный // Гарант: справочно-правовая система. – URL: http://www.base.garant.ru/ document/104540 (дата обращения: 03.12.2022).
9. О библиотечном деле: федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (по сост. на 11 июня 2021 г.). – Текст: непосредственный. – Москва: Центрмаг, 2022. – 32 с. – (Законодательство РФ). – С. 19-25.
10. Об обязательном экземпляре документов: федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (по сост. на 01 мая 2022 г.). – Текст: непосредственный. – Москва: Ридеро, 2018. – 32 с. – С. 11-16.
11. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (по сост. на 14 июля 2022 г.). – Текст: непосредственный. – Москва: Проспект, 2021. – 48 с. – С. 36-40.
12. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (по сост. на 05 декабря 2022 г.). – Текст: непосредственный. – Москва: Эксмо, 2021. – 96 с. – (Актуальное законодательство). – С. 62-73.
13. О защите детей от информации, причиняюшей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (по сост. на 05 декабря 2022 г.). – Тек
Основными проблемами развития библиотек учёные на первом месте поставили материальные проблемы. Именно они затрудняют работу библиотек, как областных центров, так и малых и средних городов. Сюда относятся: низкая заработная плата сотрудников, недостаток средств на должное комплектование фонда библиотеки книгами, периодическими и медиа изданиями, слабая материально-техническая база библиотеки, не позволяющая создать комфортную среду для пользователя и внедрять новые информационные технологии, отсутствие средств на реализацию масштабных программ и проектов.
В современных условиях незаменимым инструментом для организации виртуального обслуживания является веб-сайт библиотеки, который используется в качестве виртуального представительства в интернет-среде, выполняет роль современного канала доступа к разнообразным информационным ресурсам библиотек, становится дополнительной площадкой для привлечения и обслуживания пользователей [86].
В ходе изучения сайтов различных учреждений БИС было выявлено, что внедрение цифровых технологий осуществляется для решения разных практических задач, возникающих при организации библиотечного обслуживания, в том числе информирование пользователей о библиотеке, её ресурсах и услугах; обеспечение доступности информационных ресурсов библиотеки; предоставление дистанционных услуг. Обобщая все изученные сайты, можно сказать, что характерной чертой виртуального сервиса, организованного на сайтах библиотек, является возможность использования целого программного комплекса только с помощью браузера. Учреждения БИС предлагают пользователям около полутора десятков библиотечно-информационных дистанционных услуг, и примерно столько же дополнительных цифровых сервисов, способствующих повышению комфортности библиотечного обслуживания и привлечению новых пользователей.
Самыми распространёнными сервисами оказались услуги доступа к собственным сетевым электронным ресурсам и онлайн-заказ (бронирование) документов из фондов библиотеки. Чуть более половины библиотек, чьи сайты были обследованы, предлагали услуги виртуальной справочной службы и организовывали виртуальн

