Развитие экологической культуры старшеклассников на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Введение
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема экологического образования школьников.
В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека в окружающую среду вносит такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Проблема охраны природы в настоящем и будущем становится главной. И поэтому важность экологического воспитания детей в современном технологичном мире переоценить невозможно.
Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
Можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше ?вписывались? в окружающую с
Содержание
Введение............................................................................................................. 3
1 Теоретические основы развития экологической культуры старшеклассников на уроках основ безопасности жизнедеятельности …6
1.1 Понятие и значение экологической культуры..................................... 6
1.2Уровни сформированности экологической культуры старшеклассников.........................................................................................10
1.3 Формы и методы развития экологической культуры старшеклассников на уроках в школе.............................................17
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию экологической культуры старшеклассников на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях МОАУ СОШ № 25 г. Орска ……...........23
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы по развитию экологической культуры старшеклассников на уроках основ безопасности жизнедеятельности …………………………….....................23
2.2 Разработка и реализация программы по развитию экологической культуры старшеклассников на уроках основ безопасности жизнедеятельности ………………………………………………………......32
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента.............................. 40
Заключение......................................................................................................... 49
Библиографический список......................................................................... 51
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413)
2. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. Новосибирск: АРТА, 2018. - 302 с.
3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно- Сахалинск : изд-во СахГУ, 2016. – 244 с.
4. Алексеева, Т. А. Современные формы обучения / Т.А. Алексеева. - М.: РОССПЭН, 2000. – 342 с.
5. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2017. - 190 с.
6. Баранова, Э. А. Диагностика экологической культуры у школьников / Э. А. Буданова. – Cанкт - Петербург: Peчь, 2015. - 128 с.
7. Бакарева, А. С. Активность и самостоятельность учащихся в процессе познавательной деятельности / А. С. Бакарева // Психология обучения. – 2018. – № 3. – С. 118–119.
8. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. – 8-е издание, стереотипное – М.: Высшая школа, 2016. – 616 с. : ил.
9. Бобылева, Л.Д. Экологические беседы в школе: учебно - метод. Пособие /Л. Д. Бобылева. – Мичуринск, 2003. – 53 с.
10. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2017. – 678 с.
11. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности / В.И. Бондин. – Ростов и/Д.: Феникс, 2016. – 352 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
13. Доронина, Н. Н.. Познавательная активность / Н. Н.Доронина, О. А. Чернова // Молодой ученый. - 2018. - №4. - С. 176-178.
14. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дуровина, А.М. Прихожан - М.: Академия, 2018. – 368 с.
15. Заикина, Е.А. Формирование экологической ответственности /Е. А. Заикина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - №11. - с.9
16. Камакин, О.Н. Воспитание экологической культуры школьников /О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2018. - №2. - с. 4.
17. Кукин, П.П. Основы безопасности и жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2016. – 335 с.
18. Леонтович, А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - №1. - с. 12.
19. Лобов, В.А. Экологическая культура – забытое старое или актуальная педагогическая проблема? /В. А. Лобов // Народное образование. - 2011. - №8. – с. 133
20. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская
Ограничены теоретические знания для характеристики экосистем, не владеет понятийным аппаратом, не использует знания по экологии из других предметов
Операционно-деятельностный
Проявляет творческие способности в решении экологических проблем, проявляет компетенцию в экологической деятельности. Учащийся прогнозирует последствия выполняемой деятельности, ведет пропаганду экологических идей
Действия выполняет точно, без затруднений, реализуется смоделированная деятельность, носящая репродуктивный характер в экологической деятельности. Владеет умениями и навыками экологически грамотной организации труда
Выполняет задания, но не объясняет свои действия; проявляет умения неосознанные, в действиях преобладают стереотипные формы, владеет умениями и навыка

