Социокультурная деятельность Троице-Сергиевой лавры в 1991-2022 годах (использование материалов во внеурочной деятельности)
Введение
Актуальность исследования. Общеизвестно, что понятие «внеурочная деятельность» сейчас очень распространено. Внеурочная деятельность — это тоже урок, но проводят его вне класса. Такие необычные занятия отличаются от традиционных уроков чаще всего своей формой, а также местом проведения. ФГОС прочно устанавливает связь между урочной и внеурочной деятельностью.
Туристско-краеведческое движение, экспедиция, слёт, соревнование, конкурс, форум, экскурсия, кружок и др. – это разработанные в теории и практике формы внеурочной и внешкольной деятельности. Они составляют модели образовательного туризма, выстраиваемые в рамках неформального образования – эффективного средства удовлетворения образовательных, социокультурных потребностей школьника.
При этом, в педагогической среде все более утверждается понимание того, что современный образовательный процесс представляет важнейший этап для поиска инновационных технологий, форм и содержания учебной деятельности. Государство озадаче
Содержание
Введение 3
Глава 1. Троице-Сергиева Лавра: общая характеристика и место в русской культуре 10
1.1. Общая характеристика и вехи истории Троице-Сергиевой Лавры 10
1.2. Место Троице-Сергиевой Лавры в русской культуре 16
Глава 2. Духовое и социальное служение Троице-Сергиевой Лавры в 1991-2022 гг. 31
2.1. Духовная и миссионерская деятельность Лавры в 1991-2022 гг. 31
2.2. Социальная деятельность и социальное служение Троице-Сергиевой Лавры в 1991-2022 гг 36
Глава 3. Использование материалов исследования во внеурочной деятельности 48
3.1. Основные направления внеурочной работы в современной школе 48
3.2. Духовное краеведение Подмосковья 56
3.3. Разработка методических рекомендаций по использованию современных видов интерактивных образовательных технологий во внеурочной деятельности на основе знакомства с социокультурной деятельностью Троице-Сергиевой Лавры в современный период 62
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 86
Приложения 92
Список использованных источников и литературы
Источники
1. Аристарх, Архиепископ Гомельский и Жлобинский. Православие в судьбах Отечества. Троице-Сергиева Лавра и русская культура. – М., 1989. – 256 с.
2. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: в 2 т.- М.-Л.: Худож. лит., 1964. Т.1.: Письма русского путешественника. Повести. - 811 с.
3. Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. / В.О. Ключевский. Православие в России. - М., 2010. - 321 с.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 07.10.2022)// Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.
5. О перспективах развития церковного социального служения. Итоговый документ I съезда глав епархиальных отделов по социальному служению Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.diaconia.ru/news/podgotovlen itogovyjj dokument obshhetserkovnogo sezda po sotsialnomu sluzheniju/ (дата обращения: 27.10.2022).
6. Основы социальной концепции Русской православной церкви. Служба коммуникаций и отдела внешних сношений Московской патриархии. - М., 2000. – 59 с.
7. Пантелеимон (Шатов), епископ. Актуальные проблемы православного воспитания // В начале пути… Опыты современной православной педагогики: сборник бесед и выступлений. — М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2012. — 240 с. — С. 117—131.
8. Православие: Очерки учения Православной церкви / Прот. Сергий Булгаков. – 3-е изд. - Paris: YMCA-press, 1989. - 403 с.
9. Случевский К.К. Троице-Сергиева лавра. - М., 2021. - 52 с.
10. Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского. - М.: Директ-Медиа, 2017. - 369 с.
11. Троице-Сергиева Лавра в русской культуре: сборник материалов / сост. Е. В. Суровцева. - Казань: Бук, 2021. - 196 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) // https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
13. Флоренский П.А. Собрание сочинений, т. I. Париж, 1985. – 496 с.
14. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Развитие личности. 2014. - № 4. - С. 81-100.
Литература
15. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2014. – 607 с.
16. Асанова И.М., Дерябина С.О. Организация культурно-досуговой деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.
17. Беловолова Е.А. Реализация практической направленности обучения истории на основе выполнения компетентностно-ориентированной системы практических работ: основная школа: дис. … канд. пед. наук. - М., 2008. –169 с.
18. Биржаков М.Б. Безопасность в туризме. - М.: СПб.: Герда; Невский фонд, 2018. – 188 с.
19. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – СПб.: Герда, 2009, – 448 с.
20. Бойко О.В. Метапредметность на уроках истории // Преемственность в образовании. 2015. - № 9. - С.34-39.
21. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. — М.: Юрайт, 2016. – 644 с.
22. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова
С другой стороны, для того, чтобы расширить аудиторию, такие лекции по замыслу создателей Духовно-просветительского центра должны были не просто проходить, но и записываться. Таким образом, при соответствующем монтаже и звуковом оформлении, появлялась возможность создания лекций-фильмов. Соответственно, и аудитория, заинтересованная в решении затрагиваемых нами духовно-нравственных, культурологических, исторических и всех остальных насущных социально-психологических и семейных проблем нашего времени чрезвычайно расширялась.
Эти цели были успешно воплощены в жизнь. Серьезная техническая база, которая имеется в наличие Духовно-просветительского центра, позволяет без посторонней помощи осуществлять профессиональную запись, создавать лекции-фильмы и тиражировать их. Как показал опыт нашей работы, эта направленность и именно эта форма является в настоящее время наиболее перспективной и плодот

