Религиозный сегмент в женском движении Исламской Республики Иран
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном обществе ярко выделяется тенденция столкновения между двумя диаметральными системами ценностей – традиционной и равноправной. Традиционные установки определяются патриархальным характером и мужским доминированием в политической, экономической и культурной сферах общества, где женщины воспринимаются как пассивно-зависимый субъект. Вторая же система, ставшая результатом активного социокультурного развития обществ, ориентирована на признание гендерного партнерства и установление паритета полов во всех сферах общества.Особо явно данный конфликт наблюдается в развивающихся странах, и Исламская Республика Иран не становится исключением. Несмотря на внешний патриархальный облик, присущий исламским обществам, именно установление теократического правления в Иране становится одной из причин масштабного дискурса вокруг роли женщин в общественном пространстве.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Истоки феминистического движения в Иране
1Участие женщин в Конституционной революции
2Гендерно-культурная трансформация иранского общества. Политика «Государственного феминизма» Резы-шаха
3Женский вопрос в разрезе «Белой революции» Мохаммад Реза Шаха
Глава 2. Исследование новых прочтений Корана и священных текстов, как новый этап в определении гендерных ролей.
1Гендерный дискурс в работах Али Шариати и М. Мутаххари. Исламский идеал иранской женщины
2 Исламская феминистическая пресса. Анализ статей журналов «Payam-e-Hajar» и «Zanan»
Глава 3 . Политико-правовой аспект деятельности исламских правозащитниц и активисток в Иране.
1Реформаторский период президенства М. Хатами и возвращение консервативной линии президента М. Ахмадинежада
2. Роль женщин-депутатов в Меджлисе и эволюция их участия.
3Женская проблема в контексте массовых общественных движений. Реакции исламских активисток и правозащитниц
Заключение
Не найдено
Если же гендерная модель, предложенная Шариати была более радикальной, то схожая с ней, но все же более традиционная модель поведения была представлена в работах М. Муттахари. Книга «Правовой статус женщин в ислам». Данная работа представляет собой объединение статей М. Муттахари, опубликованных в 1966-1967 гг. в журнале «Zan-e-ruz», и охватывает обширный спектр семейно-имущественных отношений и прав женщин в этом вопросе. Книга состоит из 11 частей и дает подробное представление об институте временного брака, махра, сватовства и помолвки, разводе, полигинии и др. Одним из основных тезисов, выдвигаемых Муттахари, становится обоснование о различности, но равноправности мужчины и женщины. Муттахари критикует европейскую концепцию о предоставлении аналогичных прав как мужчине, так и женщине, объясняя это тем, что такая концепция противоречит природным установкам.Важным аспектом гендерного дискурса в мусульманском обществе является вопрос ношения хиджаба. В книге «Вопрос хиджаба» Мутаххари ставит перед собой задачу разоблачить ошибочные суждения относительно женского головного одеяния. Здесь автором представлена краткая история хиджаба не только в Иране, но и затрагивается иудейская, арабская и индийская практика использования хиджаба. Муттахари подробно и структурированно разбирает причины возникновения данного головного одеяния и преимущества, получаемые женщинами в случае соблюдение хиджаба. Автор даже вступает в дискурс с противниками головного одеяния, объясняя, что практика хиджаба объясняется не стремлением скрыть женщину и ограничить ее права, а наоборот предоставить ей гарант для безопасного и психологически комфортного нахождения в публичном пространстве.

