Учение о смерти в православном богословии и экзистенциальной психологии
Введение
Данная работа является попыткой ответить на вопрос о том, какие способы говорения о смерти и преодоления смерти словом приняты в православной пастырской практике и какие еще возможны. Наша исследовательская гипотеза заключается в том, что некоторые виды экзистенциальной психологии, имеющие очевидные христианские корни, возводящие ее к глубоко переживаемым вопросам о жизни и смерти Серена Кьеркегора, могут предложить современному православию новые пути реализации его вечного служения — помощи в прижизненном преодолении смерти всех в этом нуждающихся.Логичным продолжением этой линии, идущей от Кьеркегора является разветвление дискурса на часть, сохраняющую ее духовную интенцию (Хайдеггер), и часть, которая ее игнорирует (Сартр). Одной из характеристик хайдеггеровской линии мысли является фактор, внесший большие трудности в дело понимания и практического применения его идей — неологизмы.
Оглавление
Введение
Глава I. Тема смерти в экзистенциальной психологии
1 Место экзистенциальной терапии в списке других психологических направлений
2.Экзистенциальная психология как самостоятельная дисциплина.
3.История экзистенциальной психологии как отдельного направления:
Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера
Дазайн-анализ Медарда Босса
Экзистенциальный анализ Виктора Франкла
4.Философские основания экзистенциальной психологии
5.Экзистенциальный подход к проблеме смерти
Глава 2. Православное учение о смерти
1.Общие теоретические замечание по проблеме смерти в православном богословии
2.Проблема смерти в православной аскетике
3.Способы преодоления смерти в православной аскетике
Глава 3. Методы терапевтической работы с проблемой смерти и возможности их применения в пастырской практике.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы
Источники:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.
Бинсвангер, Л. Экзистенциальный анализ. Пер. под ред. С. Римского. — М. Институт Общегуманитарных Исследований. 2014, — 272 стр.
Василиадис Н. Таинство смерти. П. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998. - 592 с.
Григорий Богослов, свт.. Письмо 180-е, к Филагрию / Творения. Репринт. Т. 2. С. 523
Игнатий (Брянчанинов), свт. - Слово о смерти. М. 1997. С. 116.
Иоанн Златоуст, свт. Беседы о статуях. Беседа 5. Ст. 3. / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. § 73. С. 74.
Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица, возводящая на небо. - 8-е изд. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 592 с. - (Серия «Духовная сокровищница»).
Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью московский. Психотерапевтический журнал, 2001, № 1 (5). С. 5-23.
Маечек С. З. Фрейд и М. БоссDasein-анализ в философии и психологии / Под ред. Г. М. Кучинского. Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001. С. 170–184.
Маслоу А. Психология бытия : пер. с англ. / А. Маслоу. – М. : Рефл-бук, 1997. – 304 с.
Паскаль Блез. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю. А. Гинзбург.— М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.— 480 с.
Франкл В.Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / В. Франкл ; Пер. с нем. — М.: Альпина нон-фикшн, 2009. — 239 с.
Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27.
Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 7. М., "Наука", 1985.
Литература:
Абросимова Е. А. Уязвимость экзистенциальной психологии. URL адрес:http://hpsy.ru/public/x016.htm (дата обращения 26.10.2022)
Братченко С. Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии / С. Л. Братченко // Психол. газ. «Иматон». – 1997. – № 1.
Сделать это нетрудно, так как и сама эта область знания тоже весьма молода, так что самый отдаленный наш экскурс будет касаться времен отстоящих от нас совсем не далеко ― 17 века. Именно в это время жил и творил идейный вдохновитель психологии сознания или «глубинной психологии» Джон Локк.Локк считал, что человек это «tabula rasa» или чистый лист, то есть его психика никак не детерминирована и всецело определяется факторами окружающей среды.
Также Локк утверждал, что психика человека имеет «удвоенный характер» ― первой ее функцией является наблюдение за вещами внешнего мира, а второй ― наблюдение за течением первой. Локк назвал это рефлексией, то есть «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В это время именно сознание становится предметом психологии как науки и на исследовании потока сознания сосредотачивают свои усилия все психологи. Метод Локка был усовершенствован и позднее назван методом интроспекции. Данный метод заключался в исследовании человеком собственных мыслей, ощущений, эмоций и элементов восприятия в попытке разложить их на составляющие части, добившись тем самым как бы понимания процессов, происходящих в душе.

