Взаимосвязь психологического благополучия личности с осмысленностью жизни в разных возрастных категориях

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании взаимосвязи психологического благополучия личности с осмысленностью жизни в разных возрастных категориях
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
29.08.2022
Объем файла
524 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной психологии, как в зарубежной, так и в отечественной, достаточно большое внимание уделяется проблемам психического и психологического здоровья, обучающихся, а также профессионалов в самых различных условиях. При этом приводится различные характеристики психического и психологического здоровья, в том числе и такие как: удовлетворённость, оптимизм.
Кроме того, в исследованиях, выполненных под руководством профессора Н.В. Коптевой изучалась такая характеристика, которую также можно отнести к характеристикам психологического здоровья, как психологическое здоровье личности. 
Психологическое благополучие личности человека понимается автором не просто как «совокупность общественных отношений», а как творца своей жизни и индивидуальной судьбы, ответственного за взгляд на вещи, миро- и самоощущение, личный выбор. Ряд исследований показывают, что данная характеристика также имеет отношение к психологическому здоровью. 
Необходимо заметить, что в последнее время проблематику психологического благополучия личности гораздо чаще стали анализировать, именно она стала предметом внимания психологов не только в России, но и в зарубежных странах.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Теоретико-методологические основы изучения взаимосвязи психологического благополучия личности с осмысленностью жизни в разных возрастных категориях 9

1.1 Подходы к изучению психологического благополучия личности в зарубежной и отечественной науке 9

1.2 Современные представления о психологическом благополучии личности 12

2 Особенности проявления взаимосвязи психологического благополучия личности с осмысленностью жизни 15

2.1 Психологические особенности личности в разных возрастных категориях 15

2.2 Причины возникновения взаимосвязи психологического благополучия личности с осмысленностью жизни 18

3 Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи психологического благополучия личности с осмысленностью жизни в разных возрастных категориях 22

3.1   Организация и методы исследования. 22

3.2   Анализ результатов исследования 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону: Феникс.1997. – 576 с.

2. Арешкина Д. А., Дѐмина Л. Д. Самореализация личности пожилого возраста в контексте удовлетворенностью жизнью // Современные научные исследования и инновации. - 2014. № 6

3. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.специальности .- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 511 с.

4. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие. - М: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 168с.

5. Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия человека // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2011. №1(15). 

6. Ермолаева М.В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного // Культурно-историческая психология. – 2010. - №1. - С.112-118.

7. Жучкова С.М. Исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций с удовлетворенностью жизнью в пожилом и старческом возрасте // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2016. - №2. - С.18-24.

8. Загурский К. Жизненный цикл и другие детерминанты субъективного благополучия / К. Загурский // Социология: теория, методы, маркетинг. – 1999. – № 3. – С. 176-202.

9. Золотарева Г.А. Сопоставление объективных и субъективных оценок благополучия населения в странах Европы / Г.А. Золотарева, А.С. Зайковская // Экономика, управление, финансы: Материалы IV Межд. науч. конф. Пермь, апрель 2015 г. - 2015. - С. 29-31.

10. Зотова О.Ю. Ситуационные и личностные факторы субъективного благополучия студентов [Текст] / О.Ю. Зотова, А.М. Рикель, А.А. Туниянц // Вестник РГГУ. - 2017. - С. 118-136.

11. Кабанченко Е.А. Студенчество. Особенности возраста и жизненного периода [Электронный ресурс] / Е.А. Кабанченко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/12(60).pdf (дата обращения: 21.01.2019).

12. Капрара Дж. Психология личности [Текст] / Дж. Капрара. – СПб: Питер, 2003. – 640 с.

13. Кон И.С. Психология ранней юности [Текст]: Кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 300 с.

14. Кужильная А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях [Текст] / А.В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1. - С. 83–86.

15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 464 с.

16. Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности // Ананьевские чтения. - 2013 // http://konferenciya.seluk.ru

17. Общая психология. Словарь/ сост. Л. А. Карпенко. Под общ ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

18. Пахоль Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы [Текст] / Б. Е. Пахоль // Украинский психологический журнал. – 2017. – № 1 (3). – С. 80 – 104.

19. Реан А.А. Психология развития от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. - 683 с.

20. Савельева О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности] / О.С. Савельева // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». – 2019. – С. 29-32.

21. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. / В. Э. Чудновский // Мир психологии. – 1999. - № 2. - С.74 - 80.

22. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды / В. Э. Чудновский. - М.: Изд-во МПСИ, 2006. - 768 с.

23. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P.M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143-148.

24. Шамионов Р.М. психологическое благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. – Саратов: Научная книга, 2018. – 296 с. 

25. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект / P.M. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности. – 2018. – С. 45-52.

26. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дисс. на пол. науч. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.01. «Общая психология. Психология личности. История психологии» / О.С. Ширяева. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 254 с.

27. Элкинд Д., Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни//Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. -302 с.

28. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности / С.В. Яремчук // Психологический журнал. - 2013. - № 5. - С. 85-95.

Данная методика представляет собой таблицу, которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагается соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При подсчете крайняя степень выраженности негативного плюса оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса в 7 баллов. 3. Методика определения индекса жизненной удовлетворенности (ИЖУ). Тест разработан группой американских ученых, занимавшихся социально-психологическими проблемами. Он был впервые опубликован в 1961 году. Методика была адаптирована Н.В.Паниной в 1993 году. Данная методика отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Тест можно использовать для дифференциальной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, в какие отрицательно. Опросник состоит из 20 вопросов, результаты ответов которых сводятся к 5 шкалам, характеризующим различные аспекты общего психологического состояния человека и его удовлетворенность жизнью.