Социально-психологический феномен лидерства: механизмы формирования и влияния
Введение
Феномен лидерства складывался на протяжении всей истории человечества. Начиная с первобытного общества, где лидером становился самый сильный, и по настоящее время, в эпоху интернета и социальных сетей, где, как и в реальном обществе, есть свои лидеры. В ходе образования группы некоторые ее участники выделяются из общей массы людей, они способны влиять на группу, занимают активное положение, к их словам прислушиваются, тем самым они приобретают доминирующее положение. В результате чего в группе происходит разделение на лидера и следующих за ним. Чем больше и стабильнее становится группа, тем сильнее становится влияние лидера, так как формируется четкая иерархия среди членов группы. Лидерство является феноменом исключительно социальным, так как не может существовать в отрыве от общества. Следовательно, именно общество выбирает лидера. А лидер, в свою очередь, действуя в интересах общества, влияет на него.
В настоящее время тема лидерства остается актуальной, так как феномен ли
Содержание
Введение 3
1 Сущность и природа лидерства 7
1.1 Понятие лидерства в социальной психологии 7
1.2 Стили лидерства 9
1.3 Теории лидерства 13
1.4 Механизмы формирования лидерства 17
2 Особенности лидерского поведения 20
2.1 Возрастные особенности лидерства 20
2.2 Национальные особенности лидерства 23
2.3 Гендерные особенности лидерства 26
2.4 Сравнительная характеристика женщины-лидера и мужчины-лидера 29
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Список использованных источников и литературы
1. Ануфриенко Л.В. История изучения лидерства в мировой психолого-педагогической науке / Л.В. Ануфриенко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2012. – №7. – С. 2-5.
2. Бендас Т.В., Воронцов Д.В., Гафизова Н.Б. и другие: практикум по гендерной психологии / Бендас Т.В., Воронцов Д.В., Гафизова Н.Б. и другие. – Под ред. Клецина И.С. Изд. СПб, – 2003. – 478 с.
3. Бендас Т.В. Гендерный аспект психологи в конкретных эмпирических исследованиях / Т.В. Бендас // Познание. – 2017. – №12/2. – С. 27-31.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
5. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие / Т.В. Бендас – СПб.: Питер, – 2009. – 448 с.
6. Беспалов Д.В. Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах: ученые записки. / Д.В. Беспалов // Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2018. – №4 (48). – С. 269-276.
7. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / П.У. Бендер, Э. Хеллман Переводчик: Бакушева Е. А. Изд.: Попурри, – 2010. – 90 с.
8. Будько Д.В. Гендер и политика: языковые особенности женщин-политиков / Д.В. Будько // Вестник Башкирского университета, – 2017. – №2. – С. 506-510.
9. Бушуева Н.В. Гендерный подход к изучению политических лидеров (по материалам зарубежных исследователей) / Н.В. Бушуева // Социология власти. – 2010. – № 2. – С. 142-152.
10. Бушуева Н.В. Женское политическое лидерство: гендерные исследования в России / Н.В. Бушуева // Социология власти. – 2010. – №4. – С. 100-108.
11. Бушуева Н.В. Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства / Н.В. Бушуева // Власть. – 2010. – №5. – С. 27-29.
12. Вареца Е.С., Белоус О.В., Олешко Т.И. Гендерная идентичность и особенности ее формирования в современных условиях / Е.С. Вареца, О.В. Белоус, Т.И. Олешко // Управление образованием: теория и практика, – 2022. – №4 (50). – С. 39-47.
13. Гакельберг Т.П., Ковшова Т.П. К вопросу о сущности лидерства / Гакельберг Т.П., Ковшова Т.П. // Образование и проблемы развития общества, − 2020. − №2 (11). – С. 39-46.
14. Галяс И.А. Менталитет и его влияние на властную деятельность лидера современности / И.А. Галяс // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – №9 – С. 70-76.
15. Гудзинская Е.Ю
Одной из основных проблем в социально-психологических науках и управлении считается проблема понимания природы и сущности лидерства, установление причин и источников возникновения этого социального феномена, его роль в организации общества и его жизнедеятельности. Для лучшего понимания природы и сущности лидерства рассмотрим понятие «лидер» и точки зрения исследователей на феномен лидерства.
Так, В.В. Давыдов в своем труде «Теория развивающего обучения», отмечал, что «лидер – это член группы, который способен в важных обстоятельствах оказывать значительное воздействие на поведение других» . П.У. Бендер и Э. Хеллман в работе «Лидерство изнутри» указывали, что «лидер – это член группы, способный организовать других в групповом взаимодействии, который принимается группой благодаря его способностям разрешать значимые для них вопросы» .
А.С. Чернышев в своей работе «Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход)» вместе с Ю.Л. Лобковым и С.В. Сарычевым объяснял понятие