Социально-психологический феномен лидерства: механизмы формирования и влияния

Скачать курсовую работу на тему: "Социально-психологический феномен лидерства: механизмы формирования и влияния". В которой рассмотрены национальные, возрастные и гендерные особенности лидерства; проведен сравнительный анализ образа женщины-лидера и мужчины-лидера в политике.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.10.2025
Объем файла
133 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Феномен лидерства складывался на протяжении всей истории человечества. Начиная с первобытного общества, где лидером становился самый сильный, и по настоящее время, в эпоху интернета и социальных сетей, где, как и в реальном обществе, есть свои лидеры. В ходе образования группы некоторые ее участники выделяются из общей массы людей, они способны влиять на группу, занимают активное положение, к их словам прислушиваются, тем самым они приобретают доминирующее положение. В результате чего в группе происходит разделение на лидера и следующих за ним. Чем больше и стабильнее становится группа, тем сильнее становится влияние лидера, так как формируется четкая иерархия среди членов группы. Лидерство является феноменом исключительно социальным, так как не может существовать в отрыве от общества. Следовательно, именно общество выбирает лидера. А лидер, в свою очередь, действуя в интересах общества, влияет на него.
В настоящее время тема лидерства остается актуальной, так как феномен ли

Содержание

Введение 3

1 Сущность и природа лидерства 7

1.1 Понятие лидерства в социальной психологии 7

1.2 Стили лидерства 9

1.3 Теории лидерства 13

1.4 Механизмы формирования лидерства 17

2 Особенности лидерского поведения 20

2.1 Возрастные особенности лидерства 20

2.2 Национальные особенности лидерства 23

2.3 Гендерные особенности лидерства 26

2.4 Сравнительная характеристика женщины-лидера и мужчины-лидера 29

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Список использованных источников и литературы

1. Ануфриенко Л.В. История изучения лидерства в мировой психолого-педагогической науке / Л.В. Ануфриенко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2012. – №7. – С. 2-5.

2. Бендас Т.В., Воронцов Д.В., Гафизова Н.Б. и другие: практикум по гендерной психологии / Бендас Т.В., Воронцов Д.В., Гафизова Н.Б. и другие. –  Под ред. Клецина И.С. Изд. СПб, – 2003. – 478 с. 

3. Бендас Т.В. Гендерный аспект психологи в конкретных эмпирических исследованиях / Т.В. Бендас // Познание. –  2017. – №12/2. – С. 27-31.

4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.  – 431 с.

5. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие / Т.В. Бендас – СПб.: Питер, – 2009. –  448 с.

6. Беспалов Д.В. Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах: ученые записки. / Д.В. Беспалов // Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2018. – №4 (48). – С. 269-276.

7. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / П.У. Бендер, Э. Хеллман Переводчик: Бакушева Е. А. Изд.: Попурри, – 2010. – 90 с.

8. Будько Д.В. Гендер и политика: языковые особенности женщин-политиков / Д.В. Будько // Вестник Башкирского университета, – 2017. – №2. – С. 506-510. 

9. Бушуева Н.В. Гендерный подход к изучению политических лидеров (по материалам зарубежных исследователей) / Н.В. Бушуева // Социология власти. – 2010. – № 2. – С. 142-152.

10. Бушуева Н.В. Женское политическое лидерство: гендерные исследования в России / Н.В. Бушуева // Социология власти. – 2010. – №4. – С. 100-108.

11. Бушуева Н.В. Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства / Н.В. Бушуева // Власть. – 2010. – №5. – С. 27-29.

12. Вареца Е.С., Белоус О.В., Олешко Т.И. Гендерная идентичность и особенности ее формирования в современных условиях / Е.С. Вареца, О.В. Белоус, Т.И. Олешко // Управление образованием: теория и практика, – 2022. –   №4 (50).  – С. 39-47. 

13. Гакельберг Т.П., Ковшова Т.П. К вопросу о сущности лидерства / Гакельберг Т.П., Ковшова Т.П. // Образование и проблемы развития общества, − 2020. − №2 (11). – С. 39-46.

14. Галяс И.А. Менталитет и его влияние на властную деятельность лидера современности / И.А. Галяс // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. –  №9 – С. 70-76.

15. Гудзинская Е.Ю

Одной из основных проблем в социально-психологических науках и управлении считается проблема понимания природы и сущности лидерства, установление причин и источников возникновения этого социального феномена, его роль в организации общества и его жизнедеятельности. Для лучшего понимания природы и сущности лидерства рассмотрим понятие «лидер» и точки зрения исследователей на феномен лидерства. 
Так, В.В. Давыдов в своем труде «Теория развивающего обучения», отмечал, что «лидер – это член группы, который способен в важных обстоятельствах оказывать значительное воздействие на поведение других» .  П.У. Бендер и Э. Хеллман в работе «Лидерство изнутри» указывали, что «лидер – это член группы, способный организовать других в групповом взаимодействии, который принимается группой благодаря его способностям разрешать значимые для них вопросы» .
А.С. Чернышев в своей работе «Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход)» вместе с Ю.Л. Лобковым и С.В. Сарычевым объяснял понятие