Гражданско-правовой механизм защиты прав потребителей

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Гражданско-правовой механизм защиты прав потребителей". В которой раскрыто содержания понятия и формы защиты прав потребителя; проанализирована защита прав потребителей со сторон розничной торговли и со стороны выполнения работ и оказания услуг.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
11.10.2025
Объем файла
136 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей, являются важной правовой гарантией охраны их интересов.
Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи – приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и т.д. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни, в целом. И наоборот, продукты и услуги, не соответствующие требованиям закона, создают угрозу обществу.
Вопросы прав потребителей и их защиты интересуют сегодня всех, поскольку любой гражданин является потребителем товаров или услуг. Защита прав потребителей становится с каждым годом все совершенней. Наиболее значимым событием в области защиты прав граждан на рынке продукции и услуг последнего времени может быть названо принятие первого в истории России

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...1

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ …………………………..................................................2

1.1. Понятие и действие российского законодательства о защите прав потребителей………………………………………………………………………….4

1.2. Формы и способы защиты прав потребителей……………………………...7

ГЛАВА 2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ…………………………………….....10

2.1. Принятие иска к производству и подготовка дел к судебному разбирательству……………………………………………………………………..11

2.2 Рассмотрение в суде гражданских дел о защите прав потребителей по существу……………………………………………………………………………..12

2.3 Принятие судом решения и процессуальные особенности его исполнения…………………………………………………………………………..15

ГЛАВА 3 КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ……13

3.1. Защита прав потребителей органами исполнительной власти……….......12

3.2. Защита прав потребителей органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей…………………………………..18

3.3. Судебная защита прав потребителей………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты РФ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Российская газета. - 1994. - 8 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.09.2022. 

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (с изм. от 01.09.2022 г. № 34-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410; Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.09.22.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26.11.2001г. № 146-ФЗ (с изм. от 01.09.2022 г. № 34-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - 28 ноября; 2022. - 20 марта.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006г. № 230-ФЗ (с изм. от 01.09.2022 г. № 177-ФЗ) // Российская газета. - 2006. - 22 декабря; 2022. - 22 июля. 

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2022) // Российская газета. - 1994. - 8 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2022.

7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (в ред. от 05.12.2022 г. № 191-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 15. - Ст.766; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 05.12.2022.

8. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ “О потребительском кредите (займе)” // Российская 49 газета. - 1998. - 17 февраля; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 21.12.2013.

9. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” // Российская 49 газета. - 1998. – 05 апреля; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 28.11.2015.

10. Федеральный закон от 25.04.2002 (ред. от 28.06.2022) № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”// Российская 49 газета. - 1998. – 26 марта; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 28.06.2022.

11. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации” // Российская 49 газета. - 1998. - 17 февраля; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 29.06.2015.

12. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ “О рекламе” // Российская 49 газета. - 1998. – 28 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 13.03.2006.

13. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ (последняя редакция) // Российская 49 газета. - 1998. – 09 октября; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 27.12.2002.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”.

15. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

16. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров".

17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11 “О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству”.

18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" (с изменениями и дополнениями от 23.06.2015).

19. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55

"Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изменениями и дополнениями от 23.06.2020).

20. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".

Научная новизна исследования определяется его целью, задачами и проявляется в том, что сформировано представление о понятии, формах и способах защиты прав потребителей, проанализирована защита прав потребителей со сторон розничной торговли и со стороны выполнения работ и оказания услуг, проведен комплексный анализ актуальных проблем при защите прав потребителей, а также выявлены рекомендации их устранения.

Новизна результатов исследования отражена в следующих положениях, которые выносятся на защиту: 

1. В последние годы наметилась тенденция повышения теоретического интереса к исследованию проблем, касающихся отношений между продавцом и покупателем на рынке продукции и услуг, а также способов защиты прав потребителей. Население России сейчас переживает этап, когда формирование потребительского рынка стало неотъемлемым элементом экономического развития общества. С точки зрения научного знания одним из объяснений существующего пробела в урегулировании конфликтов между продавцами и покупателями является недостаточность исследований в данной области.

2. Для того чтобы повысить уровень защищенности потребителя, необходимо иметь собственные исследования базовых категорий, установление их смысла, определение места в гражданском