Формирование конкурентных преимуществ как условие повышения объема продаж продукции организации (на примере Пензенского филиала ПАО «Ростелеком»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования конкурентоспособности предприятия сферы услуг в современных условиях определяется, прежде всего, значимостью данной сферы для экономики страны. Произошедший переход большинства крупнейших развитых экономик из индустриальной в постиндустриальную фазу привёл к существенному увеличению роли сферы услуг и самих услуг в экономике. Если до этого определяющей в структуре экономики была доля производственного сектора, то после – сфера услуг. Более того, как показывает опыт других стран, сфера услуг, в отличие от сферы материального производства, не имеет ограничений по своему развитию в части объёмов. Материальные потребности населения в существенной степени могут быть удовлетворены, однако, в сфере услуг данные потребности могут развиваться без значимых ограничений ещё очень долго.
Следует отметить, что в современных условиях конкурентоспособность является фактором, формирующим экономические характеристики функционирования фирмы на рынке. Так, высокий
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………..……….......7
1.1. Понятие, виды и факторы конкурентоспособности предприятия ……….7
1.2. Методики определения конкурентоспособности предприятия ….............15
1.3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятий сферы телекоммуникационных услуг …………………………………………..24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПЕНЗЕНСКОГО ФИЛИАЛА ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» ………………………………….…..……….......32
2.1. Анализ внутренней среды Пензенского филиала ПАО «Ростелеком»…..32
2.2. Анализ внешней среды Пензенского филиала ПАО «Ростелеком»…........44
2.3. Оценка конкурентоспособности Пензенского филиала
ПАО «Ростелеком» на рынке телекоммуникационных услуг г. Пензы ……..53
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» ……………………….....60
3.1. Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности Пензенского филиала ПАО «Ростелеком»……………………………………...60
3.2. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности Пензенского филиала ПАО «Ростелеком»……………………………...…........66
3.3. Экономическая оценка предложенных мероприятий ………………….....77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………....87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….…..92
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Розанова Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы / Н. М. Розанова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 343 с.
2 Соловьева Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг / Ю. Н. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 139 с.
3 Управление конкурентоспособностью / под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 447 с.
4 Фомичев В. И. Управление качеством и конкурентоспособностью / В. И. Фомичев. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 156 с.
5 Алексеев С.Б. Научно-методический подход к формированию функциональных тактик повышения конкурентной устойчивости торгового предприятия / С.Б. Алексеев, Е.А. Тумаков // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2019. – № 8. – С. 8-12.
6 Альмуратов А.А. Конкурентоспособность отрасли: понятие, факторы, критерии / А.А Альмуратов // Образование и наука без границ: социально- гуманитарные науки. – 2020. – № 13. – С. 84-90.
7 Алябьева М.В. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли на основе маркетинговых исследований / М.В. Аляьбева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 2. – С. 20-27.
8 Арсланова Е.А. Управление конкурентоспособностью в XXI веке: эффективные инструменты бизнеса / Е.А. Арсланова, А.С. Инейкин, Е.С. Козлова, В.Н. Фролова // Актуальные проблемы инновационного развития науки. Финансово-экономическое развитие и его роль в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.А. Зарайский. – 2019. – С. 21-23.
9 Балабанова Л.В. Потребительские ценности как фактор воздействия на покупательское поведение / Л.В. Балабанова, Д.С. Дегтярев // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2019. – № 8. – С. 63-66.
10 Береговая И.Б. Концептуальная модель системы управления конкурентоспособностью предприятия / И.Б. Береговая, О.М. Калиева, Н.В. Лужнова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 10. – С. 10-14.
11 Бугаенко М.В. Анализ современных методов оценки конкурентоспособности промышленных предприятий / М.В. Бугаенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 10-2. – С. 25-29.
12 Вишневер В.Я. Конкурентоспособность телекоммуникационных компаний в современных условиях / В.Я. Вишневер // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2019. – № 1-1. – С. 185-189.
13 Гайфуллина М.М. Методы оценки конкурентоспособности компании / М.М. Гайфуллина, А.М. Щербаков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 5-4. – С. 115-118.
14 Гашо И.А. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность предприятия» / И.А. Гашо, Р.А. Тедеева, Е.В. Токарь // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 2. – С. 100- 110.
15 Голубцова О.А. Повышение финансовой конкурентоспособности предприятия на основе реинжиниринга / О.А. Голубцова, И.А. Рахманая, М.И. Попов // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. – № 9. – С. 94-98.
16 Григорчук А.В. Методы
Таким образом, международная конкурентоспособность есть высшая степень конкурентоспособности, так как в этом случае факторы внешней среды не оказывают значимого влияния на её уровень. Соответственно, в таких условиях фирма, имеющая международный статус, будет существенно больше зависеть в части уровня конкурентоспособности от решений, которые принимаются ею по отношению к внутренней среде, что связано, прежде всего, с возможностями формирования глобального рынка, на что способны такие компании.
Конкурентоспособность отрасли – « ... способность отраслевых предприятий осуществлять производство продукции, соответствующей мировым и национальным стандартам, и обеспечивать тем самым возможности роста».
Конкурентоспособность отрасли подразумевает возможность частичной конкуренции с мировыми лидерами, подразумевая наличие в национальных условиях рынка, который защищается государством, в том числе, с целью развития национальных производителей. Её также можно рассматривать в увязке с возможностью конкурировать на международных рынках.
Под конкурентоспособностью региона понимается «... способность региона осуществлять производство товаров и услуг, которые отвечали бы требованиям внутреннего и мирового рынка, а также с