Эмоциональные концепты в английской и русской языковой картине мира

Скачать дипломную работу на тему: "Эмоциональные концепты в английской и русской языковой картине мира". В которой рассмотрены основные подходы к изучению концепта; описано семантическое содержание номинативных единиц, репрезентирующих эмоциональные концепты.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.10.2025
Объем файла
303 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Каждый язык формирует особое представление об окружающей действительности. Эта идея давно нашла свое воплощение в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. Поэтому в лингвокультурологии и когнитивной лингвистике появляется понятие картины мира. В ее формировании участвует не только язык, но и личный опыт, традиции, весь окружающий мир. Лингвистический концепт выступает как отражение системы мыслительных образов в рамках языковой картины мира, как совокупность всех знаний, которыми владеет человек – языковая личность.
Актуальность настоящей работы определяется тем, что лингвоконцептология является одним из ведущих направлений в современной лингвистике, а некоторые концепты до сих пор еще недостаточно изучены. Одним из таких концептов являются эмоциональные концепты в английской и русской языковой картине мира.
В современном мире не только психологи и физиологи уделяют внимание сфере чувств, эмоций, имеющих широкий диапазон, но и лингвисты, которых интересуют в пер

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……..3

ГЛАВА I. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ И ПОДХОДЫ К ИХ ИЗУЧЕНИЮ……...6

1.1. Эмоциональные концепты в языковом сознании 6

1.2. Лингвистические методы исследования эмоциональных концептов….13

1.3. Концепт в сопоставительном аспекте…………………………….……….17

ГЛАВА II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ В НАУЧНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ……..20

2.1. Денотативное поле концептов «удивление», «surprise», «восхищение», «admiration»……..20

2.2. Метафорическое поле концептов «удивление» «surprise», «восхищение», «admiration» 27

2.3. Интерпретационное поле концептов «удивление», «surprise», «восхищение» «admiration» 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминова Ф.Ш. Лексикографический анализ «концепта» «страх» в английском языке. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46619806_81347634.pdf (дата обращения: 20.10.2022). 

2. Аскольдов-Алексеев, С.А. концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская словесность, под ред. В.П. Нерознака. М.: Академия, 1997. – С. 267-279. 

3. Воркачев С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. - М., 2003 – 142 с.

4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Кафка: за малую литературу / Пер. Я. Свирского. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 112 с.

5. Демьянков В.З. «Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. С. 606–622.

6. Дорофеева Н.В. Удивление как эмоциональный концепт: На материале русского и английского языков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2002. – 19 с.

7. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. – 148, 161 с.

8. Зайкина С.В. Эмоциональный концепт «страх» в английской и русской лингвокультурах : Сопоставительный аспект : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2004. – 24 с.

9. Казиева А. Ю. К вопросу о методах исследования концептов, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/402/88856/ (дата обращения: 24.10.2022).

10. Карасик В.И. «Концепт как категория лингвокультурологии» // Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.

11. Карасик В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. С. 75-81.

12. Красавский, Н.А. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокультурах: Дис… докт. филол. наук / Н.А. Красавский. – Волгоград, 2001. – 215с.

13. Крючкова, Н.В. Лингвокультурное варьирование концептов / Н.В. Крючкова ; под науч. ред. В. Е. Гольдина. - Саратов : Науч. кн., 2005 (Саратов : Стройтехсервис-С). - 164 с.

14. Кубрякова Е.С. Концептуализация // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. – 245 с.

15. Лихачев Д.С. Русск

Многие авторы для изображения различных эмоциональных концептов используют всевозможные подходы. Так, Э.М. Ремарк для реалистического изображения эмоционального концепта ?любовь? в романе ?Триумфальная арка? использовал диалектический подход, который выразился в употреблении разнополюсных компонентов концепта ?любовь? (слов-прототипов и слов-антиподов) в сочетании с его прямым наименованием. Данные компоненты делятся на лексические единицы соматического, метафорического и симптоматического характера (Ремарк, 1950).
Подводя итоги, отметим, что эмоциональный концепт, как часть эмоциональной картины мира до сих пор является предметом научных исследований. В лингвистике эмоциональный концепт изучался со сравнительно-сопоставительных, когнитивных и лингвокультурологических позиций.<