Конституционно–правовые основы миграционной политики в современной России
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена ростом академической мобильности в современном мире, а также высокой степенью практической значимости вопросов обеспечения прав иностранцев, получающих высшее образование на территории России. В условиях формирования экономики знаний и глобальной конкуренции на рынке не сырьевого экспорта Российская Федерация декларирует в числе приоритетных задач государственной политики в сфере высшего образования повышение конкурентоспособности и привлекательности российского образования на международном рынке. В целях достижения поставленной задачи с мая 2017 года в России реализуется федеральный проект «Экспорт образования», являющийся составной частью национального проекта «Образование».
На реализацию и защиту образовательных прав иностранных граждан в России оказывают влияние современные процессы глобализации, геополитические конфликты и миграционные потоки, обусловленные ими.
Важным аспектом правового статуса учебных мигрантов является и
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Международная миграция как отражение процесса мировой глобализации 5
Глава 2. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации 13
Глава 3. Основные направления и механизм реализации Российской миграционной политики 24
Заключение 38
Список использованной источников: 40
Список использованной источников:
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31 Cт. 4398. СЗ РФ 2020, N 11, ст. 1416.
2. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя: ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 14.07.2022)// СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1201, СЗ РФ.2022. №29 (часть1) ст.5201.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022)// СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. СЗ РФ. 2022, N 48, ст. 8313.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.12.2022.
5. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285. СЗ РФ. 2021. № 9. Ст. 1469.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032. СЗ РФ18.07.2022, N 29 (часть III), ст. 5324.
7. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.12.2022.
8. О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110, 2020, N 50 (часть III), ст. 8074.
9. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 14.07.2022)// Ведомости Съезда народных депутатов и РФ и ВС РФ 1993. N 12. ст. 425, СЗ РФ. 2022, N 29 (часть III) ст. 5309.
10. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I (ред. от 14.07.20220// Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ 1993. N 32, ст.1227, "Российская газета", N 297, 30.12.2022
11. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // СЗ РФ 1996 N 34 ст. 4029, СЗ РФ 2022 N 50 (часть III) ст. 8795.
12. Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19.07.2018 N 444 (в ред. от 20.07.2021) // СЗ РФ. 2018. № 30. Ст. 4717, СЗ РФ. 2021. № 30. Ст. 5756.
13. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Постановление Правительства РФ от 07.05.2018 N 204
В географическом плане, кроме Европы, тревогу вызывает Ближний и Средний Восток, в странах которого "политическая весна" привела к торможению роста населения. В то же время, как показывает практика, при быстром росте населения социальные кризисы могут повторяться, а установление политической стабильности может оказаться труднодостижимым. Быстрый рост населения после первого демографического перехода в Африке (по прогнозу плюс 1 млрд до 2040 г.) может вызвать внутренние конфликты, которые, в свою очередь, могут подтолкнуть массовую миграцию в Европу .
Социально-политическое развитие Российской Федерации в XXI в. также в значительной степени обусловлено миграционными процессами. В 2005 - 2017 гг. (за исключением кризисных 2008 - 2009 гг.) наблюдался общий тренд роста основных показателей миграции населения в Российской Федерации - число прибывших и выбывших, сальдо миграционного прироста за указанный период имели положительные значения . Данный фактор усиливает значимость исследования миграции в аспекте определения ее роли в обеспечении устойчивого развития.
Международная миграция и глобализация являются тесно связанными между собой процессами. Глобализация характеризуется