Методы вербального анализа решений
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что задача выбора является одной из основных проблем при принятии решений в сложных ситуациях. Проблема выбора обуславливается двумя факторами: неопределенность и многокритериальность. Помимо этого, сложность задач выбора зависит от психологии людей и особенностей их мышления.Это говорит о необходимости изучения процессов принятия решений, целью чего является понимание действий людей и обоснования их методов при принятии решений.Из-за отсутствия статистических данных часто человеку приходится прибегать к качественным методам исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование бизнес-ситуаций и ролевые игры, контент анализ и т.д.).Поэтому в настоящее время становится все более популярным исследование методов вербального анализа решений (ВАР). Данные методы разработаны для того, чтобы помочь человеку принять решение, основываясь на своих предпочтениях.
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы вербального анализа решений
1 Сущность вербального анализа решений
2 Вербальный подход к задачам принятия решений
3 Классификация методов вербального анализа решений
Глава 2 Метод вербального анализа для поиска лучшей альтернативы в ООО «РемСтройМастер»
Заключение
Список используемой литературы
Список используемой литературы
О. И. Ларичев и Х. М. Мошкович, Вербальный анализ решений для неструктурированных задач, Kluwer Academic Press, Бостон, Массачусетс, США, 2018. (дата обращения: 11.12.2022).
Х. М. Мошкович, А. И. Мечитов и Д. Л. Олсон, “Вербальный анализ решений”, в книге "<i>Современное состояние многокритериального анализа решений</i>", J. Figueira, S. Greco и M. Ehrgott, ред., Международная серия по исследованию операций и науке управления, стр. 609-637, Спрингер, Нью-Йорк,Нью-Йорк, США, 2017. - URL: <a>Google Scholar</a> (дата обращения: 11.12.2022).
Р. Л. Кини и Х. Райффа, Решения с несколькими целями: предпочтения и ценностные компромиссы, John Wiley & Sons, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, 2015. - URL: HYPERLINK "https://www.ams.org/mathscinet-getitem?mr=MR0449476" \t "_blank" MathSciNet (дата обращения: 11.12.2022).
Б. Рой, Многокритериальная методология принятия решений, Академическое издательство Kluwer, Дордхерт, Нидерланды, 2019. (дата обращения: 11.12.2022).
О. И. Ларичев и Х. М. Мошкович, “Подход к проблемам порядковой классификации”, Международные труды по операционным исследованиям, том 1, № 3, стр. 375-385, 2014. - URL: Сайт издателя | Google Scholar | Zentralblatt MATH (дата обращения: 11.12.2022).
О. И. Ларичев и Х. М. Мошкович, “ZAPROS-LM — метод и система для упорядочения многопоставных альтернатив”, Европейский журнал операционных исследований, том 82, № 3, стр. 503-521, 2015. - URL: Сайт издателя | Google Scholar | Zentralblatt MATH (дата обращения: 11.12.2022).
Ларичев О. И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. — М.: Физматлит, 2016. — 208 с. (дата обращения: 11.12.2022).
Larichev O., Moshkovich H. Verbal decision analysis for unstructured problems. — Boston: Kluwer, 2016. — 272 p. (дата обращения: 11.12.2022).
Большое количество ситуаций принятия решений требует учета множества, часто противоречивых факторов или критериев. Для поддержки данного класса проблем принятия решений был разработан ряд различных вспомогательных средств принятия решений по нескольким критериям. В большинстве многокритериальных задач «объективно» лучшая альтернатива часто не может быть определена. В результате, несмотря на существенные различия в подходах, многие методы, работающие с многокритериальными средами, основаны на субъективной информации об относительной важности целей и критериев для лица, принимающего решения.Субъективный характер информации в большинстве многокритериальных моделей затрудняет получение последовательных и точных результатов. В результате, выявление предпочтений лица, принимающего решение (ЛПР), должно учитывать особенности поведения человека в процессах принятия решений. Это главная цель вербального анализа решений[1, 2].Анализ вербальных решений представляет собой основу для разработки методов принятия многокритериальных решений с использованием предпочтительной информации от лиц, принимающих решения, в порядковой форме. ВАР основан на тех же принципах, что и теория многоатрибутной полезности[3], но ориентирован на использование вербальной формы выявления предпочтений и на оценку альтернативных решений без обращения к цифрам.