Особенности ответственности унитарных предприятий по законодательству Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что унитарные предприятия в целях повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли, в настоящее время выступают неким инструментом для ограничения ответственности публичных образований объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение или оперативное управление учрежденному предприятию за результаты осуществляемой ими предпринимательской деятельности. В связи с этим, действующее законодательство предусматривает конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. Несмотря на направление государственной политики, по снижению уровня самостоятельности унитарных предприятий, путем исключения права хозяйственного ведения из российского законодательства и закрепления неприватизированного государственного имущества на праве оперативного управления, унитарные предприятия по-прежнему остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимат
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………..10
1.1. Место унитарных предприятий в системе законодательства юридических лиц……………………………………………………………………………...…………10
1.2. Характеристика унитарных предприятий, их создание и реорганизация……………………………………………………………………..….….15
1.3. Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………………………………………....26
1.4. Вопросы возникновения и прекращения права собственности на унитарное предприятие……………………………………………………………...…..29
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА …………………………39
2.1. Ликвидация унитарных предприятий как вид ответственности….……….39
2.2. Полномочия и ответственность унитарного предприятия и собственника имущества унитарного предприятия……………………………...……………………42
2.3. Ответственность унитарного предприятия за финансовые правонарушения………………………………………………………………………….54
ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ………………….60
3.1. Субсидиарная ответственность собственников унитарных предприятий..60
3.2.Особенности привлечения унитарного предприятия к субсидиарной ответственности………………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….………...……………………………….72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..........…………………...…..77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 145.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3823.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). ст. 1.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I) ст. 3.
7. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. ст. 1.
8. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 4. ст. 251.
9. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 48. ст. 4746.
10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. ст. 3822.
11. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4.05.2011 № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 19. ст. 2716.
12. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 52 (ч. I). ст. 7803.
13. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 9.09.1999 № 1024 // СЗ РФ. 1999. № 39. ст. 4626.
14. О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия: Постановление Правительства РФ от 3.12.2004 № 739 // СЗ РФ. 2004 г. № 50. ст. 5074.
15. Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия: Приказ Министерства экономического развития РФ от 11.07.2016 № 452 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 49.
II. Учебная и специальная научная литература
16. Алехина, С.А. О процессуальном соучастии в арбитражном процессе по делам о защите права собственности // Хозяйство и право. – 2000. – № 9. – С. 39-45.
17. Бакин, А.С. Субсидиарность в гражданском праве Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: Томск, 2014. – 227 с.
18. Болдырев, В.А. Субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений // Вестник Омского университета. – 2012. – № 2 (31). – С. 118-121.
19. Брагинский М.И., Ярошенко К.Б. Граждане (физические лица). Юридические лица: Коммента
К сожалению, действующее законодательство не определяет конкретные условия приобретения предприятия за счет исключительно имущества, необходимого для осуществления уставной деятельности, что, следовательно, приводит к тому, что в комплекс активов унитарного предприятия включаются как неосновные активы, так и активы, приобретение которых является экономически не целесообразным.
В целом, правовая структура унитарных предприятий должна быть объективно преобразована, однако в рамках реформы законодательства, определяющего правовое положение унитарных предприятий, необходимо создать правовые нормы, позволяющие унитарным предприятиям интегрироваться в современную экономику.
1.4. Вопросы возникновения и прекращения права собственности на унитарное предприятие
На законодательном уровне отсутствуют нормы, допускающие создание унитарных предприятий на праве собственности. При этом нормы гражданского зак