Воспитание культуры поведения детей в дошкольном учреждении
ВВЕДЕНИЕ
В условиях модернизации отечественной системы образования среди первоочередных задач, которые направлены на усиление роли дошкольного образования в современном образовательном пространстве, является переход к новому типу гуманистически направленного инновационного образования, исходящего из понимания ценности человека.
По мнению современных теоретиков образовательных инноваций, одним из путей обновления содержания системы дошкольного образования, согласование его с потребностями современного общества является ориентация на компетентносную и личностно-ориентированную парадигмы образования.
В исследованиях современных ученых подчеркивается, что для компетентностного подхода «свойственно более широкое понимание как совокупности технологических способов, условий и структурных компонентов проектирования содержания образования на языке компетенций (компетентностей), а также специфических особенностей субъектов образовательного процесса».
К настоящему моменту отечественная
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей детей дошкольного возраста 11
1.1. Дошкольный возраст, как предмет психологического исследования 11
1.2. Исследование психологических новообразований детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов 14
1.3. Особенности формирования культуры поведения дошкольников 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей нравственного развития дошкольников на примере уровня воспитанности 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ полученных результатов 39
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению процесса формирования культуры поведения дошкольников 50
Выводы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 г.) // СПС «Консультант Плюс».
2. Аманбеккызы Ж. Нравственное воспитание и формирование куль-туры поведения детей старшего дошкольного возраста / Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова, Р.Т. Мейрбекова, Г.А. Умирзахова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1–1. – С. 8–12.
3. Агибалов А.К. Вероятностная организация внутреннего лексикона человека: учебное пособие / А.К. Агибалов. – СПб.: Питер, 1995. – 347 с.
4. Алябьева Е.А. Нравственно–этические беседы и игры с дошкольниками: учебно–методическое пособие / Е.А. Алябьева. – М.: Инфра–М, 2018. – 352 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания: монография / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2018. – 250 с.
6. Анахина Т.А. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 678–681.
7. Бабаева Т.И. Детство. Примерная образовательная программа до-школьного образования: учебное пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство Пресс, 2014. – 280 с.
8. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 521 с.
9. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию госу-дарственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие / В.И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 228 с.
10. Бех И.Д. Духовные ценности в развитии личности / И.Д. Бех // Пе-дагогика и психология. – 1997. – №1. – С. 124-129.
11. Бех И.Д. Личностно ориентированное воспитание: научно-методическое пособие / И.Д. Бех. – К.: Литера, 1998. – 204 с.
12. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.
13. Бородина Е.В. Информационно–коммуникационные технологии в ДОУ / Е.В. Бородина // Детский сад от А до Я. – 2020. – № 4. – С. 24–25.
14. Буре Р.С. Воспитатель и дети: монография / Р.С. Буре. – М.: Про-свещение, 1985. – 225 с.
15. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших до-школьников: монография / А.М., Виноградова. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6: монография / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
17. Гальперин П.Я. Хрестоматия по истории психологии: учебное по-собие / П.Я. Гальперин. – М.: Изд–во Моск
Каждый этап развития ребенка имеет свои психологические особенности, на каждом возрастном этапе формируются различные новообразования.
Новообразование – одна из важнейших характеристик концепции психи-ческого развития Л.С. Выготского и его последователей. Именно Л.С. Выготский вводит это понятие в психологию. Автор определяет возраст-ные психологические новообразования как самое важное образование возраста, которое ярко определяет его особенности . Традиционно в психологии это понятие используется для психологической характеристики возрастных периодов. Под новообразованиями понимаются «изменения в психике, личности, деятельности, которые впервые появляются в данном периоде и определяют ход дальнейшего развития» . Новообразования перестраивают структуру сознания ребенка, что приводит к смене социальной ситуации развития и к кризисному периоду. Л.С. Выготский в периодизации выделяет два возрастных психологических новообразования: новообразование критического возраста; новообразование стабильного периода развития. Новые психологические новообразования составляют сущность каждого возрастного этапа. Они задают ребенку социальную ситуацию развития, где уже и происходят трансформации личности.
Л.С. Выготский говорил о разных смыслах пси хологических новообразований. Так, по его мнению, «новообразование стабильного периода сохраняется и продолжает играть важную роль и в дальнейшем психическом развитии ребенка, в то время как новообразование криз