Формирование иноязычной коммуникативной компетенции при обучении грамматике английского языка на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблематике коммуникативно-направленного обучения иностранному языку, а именно формированию иноязычной коммуникативной компетенции, ее грамматического компонента на старшем этапе обучения.
Актуальность темы исследования. В современном мире быстро растет спрос на специалистов, которые могут говорить на одном или даже нескольких языках. Большую роль в развитии личности таких людей безусловно играет школьное иноязычное образование. Именно в школе ребенку прививается интерес и любовь к предмету.
Как известно, для развития умений говорения, письма, аудирования и чтения и как следствие формирования иноязычного коммуникативного навыка необходимо развивать у учащихся определенные навыки. Одним из таких навыков, имеющих большое значение для достижения вышеперечисленных целей, является грамматическая компетенция. Вопросом формирования иноязычной коммуникативной компетенции занимались многие зарубежные и отечественные ученые, т
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……7
1.1. Понятие иноязычной коммуникативной компетенции, ее место в обучении иностранному языку в современной школе………………………………………7
1.2. Особенности формирования коммуникативной компетенции на английском языке у обучающихся старших классов………………………...…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..…22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАММАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В 10 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…23
2.1.Методические трудности в формировании иноязычной коммуникативной компетенции при использовании грамматических навыков………………...…23
2.2. Обучение грамматике английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции………………………………...…29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….…38
ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ…………………………………………………………………...40
3.1. Принципы разработки приемов и систем упражнений для овладения коммуникативной компетенцией при работе с грамматическим аспектом английского языка…………………………………...…40
3.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции при обучении грамматике английского языка на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной организации…..47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III………………………………………………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Т.В., Асаткина Я.А., Кондратьева А.В. К вопросу об аутентичности учебного текста // Костромской гуманитарный вестник. – 2011. - №1. – с. 59 – 61.
2. Арутюнова Н. Д. Язык // Русский язык: энциклопедия. – М.: Большая Российская Энциклопедия; Дрофа, 1997. – С. 652–658.
3. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции (на примере студентов неязыкового вуза): автореф. дисс. канд. пед. наук. – М, 2012. – 29 с.
4. Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. О подготовке к межкультурному языковому общению // Педагогика.- 2011.-№1
5. Белогрудова В.П., Мосина М.А. Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Пермский педагогический журнал. – 2011. – №2. – с. 71 – 76.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.:Педагогика, 1989. – 192 с.
7. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. – М.: ИНЭК, 2007. – с. 156-163.
8. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И. Л. Бим, — М.: Просвещение, 1988–358 с.
9. БПС – Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М., 2003. – 672 с.
10. Брызгалина Е.В. Компетентностный подход и будущее социогуманитарного образования // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. – 2013. – № 1 (23). – с. 162 – 169.
11. Ван Дейк Т.А. Стратегии понимания связного текста / Т.А. Ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка: сб. ст. / [сост., ред. и вступ. ст. В.В. Петрова и В.И. Герасимова]. – М.: Прогресс, 1988. – Вып. 23. – с. 153 – 211.
12. Виноградова Е.М. Роль аутентичных текстов в обучении аудированию [Электронный ресур]. – Режим доступа: 61 http://econf.rae.ru/pdf/2010/11/Vinogradova.pdf (Дата обращения: 6.09.2022). Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5.
13. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1984. — 144 с.
14. Гак В. Г. Языковые преобразования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с
15. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. — М.: Academa, 2005. — 334 с.
16. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, — М.: Арти-Глассо, 2000–281 с.
17. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с. 28 – 31.
18. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. – 1985. – № 2. – с. 17-24.
19. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубе
В структуру иноязычной коммуникативной компетенции входят такие компоненты, как лингвистическая (языковая), социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная, учебно- познавательная компетенции. Достижение основной цели обучения иностранному языку в школе возможно только при взаимосвязанном развитии всех этих компонентов у учащихся.
Грамматический навык в свою очередь представляет собой способность человека к коммуникативно-целесообразному и ситуативно - адекватному использованию иноязычных грамматических знаний, навыков и умений в целях реализации своего речевого поведения на данном иностранном языке в процессе общения. Развитие грамматического навыка происходит посредством формирования грамматической компетенции, который в последствие является основой автоматизированного применения грамматических явлений изучаемого языка в конкретных ситуациях общения на иностранном языке при решении конкретных коммуникативных задач. Формиро