Ценностно-психологические составляющие профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов

Скачать курсовую работу на тему: "Ценностно-психологические составляющие профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов". В которой исследованы жизненные ценности, самооценка и мотивация к обучению. Проведен сравнительный анализ полученных результатов.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.09.2025
Объем файла
105 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Проблемы выбора профессии является актуальной на протяжении нескольких столетий. Как только цивилизованное общество ушло от традиционной экономической системы, где профессия определялась семьей и ремесло переходило из поколения в поколение, появилась проблема выбора профессии.
В современной России выбор профессии приобретает особое значение и, как правило, определяет жизненные ценности, ориентиры, образ жизни человека и может влиять на самооценку личности.
Человек в разные возрастные периоды своей жизни находит различные ценностно-психологические ориентиры для выбора профессионального пути. В связи с чем у нас появляется научный интерес в сфере исследования ценностно-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов.
Проблемой изучения профессионального самоопределения занимались философы, психологи, социологи такие как: А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, К.А. Абульханова-Славская,

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Профессиональное самоопределение………………………………. 6
1.1 История изучения проблемы профессионального самоопределения. Сущность понятия, компоненты профессионального самоопределения ………………………… 6
1.2 Ценностно-психологические составляющие профессионального самоопределения: жизненные ценности, мотивации к обучению, самооценка…………………………… 17
2 Анализ ценностно-психологических составляющих профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов……………………………………………………………….… 24
2.1 Организация и методы эмпирического исследования……………………………………………………. 29
2.2 Анализ ценностно-психологических составляющих профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов.…………………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………….. 41
Список использованных источников…………………………………… 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте и ситуации социальной нестабильности. В сб. Ценностно-нормативные ориентации современных старшеклассников. М., Т. 1. Вып. И.1993. 

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб., 1998.

3. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. СПб 1999.

4. Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии. М., 2009.

5. Адакин Е.Е. Проблема преемственности и формирование творческого потенциала студентов. М., 2003.

6. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.

7. Анисимова О.А. Самооценка в структуре личности студента. дис… канд. псих. наук. Ленинград. 1984 

8. Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях. дис… канд. псих. наук. М., 2012.

9. Бабосов Е.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе. Минск. 2001. 

10. Балабанов Е.Е. Профориентация как основание для выбора профессии // Молодежь и научно-технический прогресс. Сборник докладов IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Старый Оскол, 2016. 

11. Барабанщиков В.А. Системность, восприятие, общение. М., 2004.

12. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни. дис… канд. псих. наук. М., 2005.

13. Белоусова Н.С., Юдина Н.А. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи. Екатеринбург. 2017. 

14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж: Институт практической психологии. 1995.

15. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии . № 2. № 4. 1978.

16. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004.

17. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков. дис… канд. псих. наук. М., 2013.

18. Былков А.В. Личностно профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: дис… канд. пед. наук. Чита. 2000.

19. Вадковская Н.Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни дис… канд. псих. наук. Тамбов. 2008.

20. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.

21. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990.

Позиция П.А. Шавира: определить стратегию поиска механизмов в рамках идей гуманистической педагогики – только осознав смысл жизни, личность может осуществить осознанный выбор профессии; профессия определяет роль и место человека в жизни; таким образом, осознав свой жизненный путь, человек может выбрать специальность, опираясь на свои идеалы, жизненные ценности, нормы морали. Личностная реализация при этом достигается путем осуществления профессиональной деятельности (конкретную специальность, что и определяет этот акт как осознанный, целенаправленный, свободный, гуманистический по своей сущности). Разделения условий выбора по Е.А. Головахи обуславливает главную причину, затрудняющую процесс профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов – выбор, сделанный без учета своего будущего. При этом, выбор без осознания жизненных ценностей и приоритетов, затрудняет весь процесс профессионального развития, ориентируя личность только на удовлетворение текущих потребностей [29].
С. Фукуяма, опираясь на деятельностный подход, говорит о необходимости единства практики и теории. Именно сочетание и единство теоретической и практической подготовки