Ценностно-психологические составляющие профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы выбора профессии является актуальной на протяжении нескольких столетий. Как только цивилизованное общество ушло от традиционной экономической системы, где профессия определялась семьей и ремесло переходило из поколения в поколение, появилась проблема выбора профессии.
В современной России выбор профессии приобретает особое значение и, как правило, определяет жизненные ценности, ориентиры, образ жизни человека и может влиять на самооценку личности.
Человек в разные возрастные периоды своей жизни находит различные ценностно-психологические ориентиры для выбора профессионального пути. В связи с чем у нас появляется научный интерес в сфере исследования ценностно-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов.
Проблемой изучения профессионального самоопределения занимались философы, психологи, социологи такие как: А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, К.А. Абульханова-Славская,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Профессиональное самоопределение………………………………. 6
1.1 История изучения проблемы профессионального самоопределения. Сущность понятия, компоненты профессионального самоопределения ………………………… 6
1.2 Ценностно-психологические составляющие профессионального самоопределения: жизненные ценности, мотивации к обучению, самооценка…………………………… 17
2 Анализ ценностно-психологических составляющих профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов……………………………………………………………….… 24
2.1 Организация и методы эмпирического исследования……………………………………………………. 29
2.2 Анализ ценностно-психологических составляющих профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов.…………………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………….. 41
Список использованных источников…………………………………… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте и ситуации социальной нестабильности. В сб. Ценностно-нормативные ориентации современных старшеклассников. М., Т. 1. Вып. И.1993.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб., 1998.
3. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. СПб 1999.
4. Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии. М., 2009.
5. Адакин Е.Е. Проблема преемственности и формирование творческого потенциала студентов. М., 2003.
6. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.
7. Анисимова О.А. Самооценка в структуре личности студента. дис… канд. псих. наук. Ленинград. 1984
8. Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях. дис… канд. псих. наук. М., 2012.
9. Бабосов Е.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе. Минск. 2001.
10. Балабанов Е.Е. Профориентация как основание для выбора профессии // Молодежь и научно-технический прогресс. Сборник докладов IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Старый Оскол, 2016.
11. Барабанщиков В.А. Системность, восприятие, общение. М., 2004.
12. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни. дис… канд. псих. наук. М., 2005.
13. Белоусова Н.С., Юдина Н.А. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи. Екатеринбург. 2017.
14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж: Институт практической психологии. 1995.
15. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии . № 2. № 4. 1978.
16. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004.
17. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков. дис… канд. псих. наук. М., 2013.
18. Былков А.В. Личностно профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: дис… канд. пед. наук. Чита. 2000.
19. Вадковская Н.Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни дис… канд. псих. наук. Тамбов. 2008.
20. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.
21. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990.
Позиция П.А. Шавира: определить стратегию поиска механизмов в рамках идей гуманистической педагогики – только осознав смысл жизни, личность может осуществить осознанный выбор профессии; профессия определяет роль и место человека в жизни; таким образом, осознав свой жизненный путь, человек может выбрать специальность, опираясь на свои идеалы, жизненные ценности, нормы морали. Личностная реализация при этом достигается путем осуществления профессиональной деятельности (конкретную специальность, что и определяет этот акт как осознанный, целенаправленный, свободный, гуманистический по своей сущности). Разделения условий выбора по Е.А. Головахи обуславливает главную причину, затрудняющую процесс профессионального самоопределения студентов СПО и ВУЗов – выбор, сделанный без учета своего будущего. При этом, выбор без осознания жизненных ценностей и приоритетов, затрудняет весь процесс профессионального развития, ориентируя личность только на удовлетворение текущих потребностей [29].
С. Фукуяма, опираясь на деятельностный подход, говорит о необходимости единства практики и теории. Именно сочетание и единство теоретической и практической подготовки