Использование схемы речной сети (модели) для создания системы готовности ликвидации аварийного розлива нефти
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность использования схемы речной сети для создания системы готовности ликвидации аварийного розлива нефти обусловлена определяющим влиянием геофизических условий конкретной местности и акватории на распределение загрязнений природной среды нефтепродуктами. Своевременное принятия необходимых мер значительно уменьшат последствия аварийного выброса нефти из трубопровода. Локализация и ликвидация загрязнения возможна при наличии всей информации о состоянии магистрали, внешних факторов влияющих на работу оборудования, о наличии информации о наиболее уязвимых местах нефтепровода где возможен аварийный выход нефти.
Для этих целей проводится моделирование сценариев выхода нефти на всех участках магистрали, будь то сухопутный или подводный переход. Моделирование дает возможность оценить вероятность негативного воздействия на легко уязвимые природные ресурсы прибрежные акватории, приобрести необходимые средства локализации и ликвидации разливов нефти, рассчитать время реаги
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................................4
1. Нефтепровод ВСТО-2 как потенциальный объект с точки зрения разливов нефти.....................................................................................................................................5
1.1 Общехозяйственная характеристика деятельности ООО «Транснефть-Дальний Восток», Районное нефтепроводное управление «Дальнереченск».............................5
1.1.1 Описание трубопроводной системы..............................................................7
1.1.2 Анализ уровня и динамики аварийности.....................................................10
1.1.3 Действующие на территории природоохранные системы и проводимые мероприятия.......................................................................................................................13
1.2 Риски связанные с возможными разливами нефти........................................17
1.2.1 Прогнозирование объёмов нефти и площадей разливов нефти................18
1.2.2 Варианты поведения нефтяного загрязнения на территории и на акватории водного объекта...............................................................................................21
1.2.2.1 Река...............................................................................................................22
1.2.2.2 Территория...................................................................................................25
1.2.2.3 Морская акватория......................................................................................25
1.3 Система готовности как мера по снижению рисков......................................29
1.3.1 Составные части системы готовности (стратегии, технические средства и персонал)............................................................................................................................29
1.3.1.1 Возможные сценарии разлива нефти........................................................31
1.3.1.2 Составные элементы стратегии реагирования.........................................32
1.3.2 Структурирование и локализация системы готовности ликвидации системы готовности аварийного розлива нефти на основе схемы речной сети (модели)...........................36
2. Разлив нефти на речную акваторию (наиболее опасный сценарий)........................37
2.1. Характеристика речной сети...........................................................................39
2.2. Характеристика дорожной сети......................................................................40
2.3. Места размещения и состав сил и средств ЛРН............................................44
2.4. Основные сложности организации организации работ по ЛРН - высокая динамика развития ситуации.......................................49
3. Использование схемы речной сети при разработке стратегии реагирования.........54
3.1. Принцип построения схемы речной сети на примере бассейна реки Большая Уссурка и реки Малиновка...............................................................................55
3.1.1. Внешний вид..................................................................................................56
3.1.2. Необходимость проведения исследований рек..........................................58
3.1.3.Возможные места перехвата нефтяного пятна............................................61
3.2. Предлагаемый вариант схемы речной сети на примере бассейна реки большая Уссурка и реки Малиновка...............................................................................63
3.3. Задачи решаемые с помощью схемы речной сети........................................73
Заключение.........................................................................................................................75
Список используемой литературы литературы..............................................................78
Список литературы:
1.Сп14.13320.2018 Свод правил строительства в сейсмических районах . актуализированная редакция СниП -7-81 ОКСД 1.120.25 дата введения 25.11.2018;
2. РД-13.020.00-КТН-148-11 магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.
3. Изменение №3 к СП 36.13330.2012 к СНиП 2.05.06-85 Магистральные трубопроводы дата актуализации 05.02.2021.
4. Официальный сайт компании ПАО «Транснефть» [Электронный ресурс] http://WWW/transneft.ru//
5.ОР-75.200.00-КТН-231-16 Магистральный и трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. «Порядок технической эксплуатации переходов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через водные преграды и малые водотоки».
6. ОР-03.100.50-КТН-005-13 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов «технологическое управление и контроль за работой магистральных нефтепроводов».
7. Постановление правительства РФ от 01.01.2021 №2451 «Об утверждении правил организации мероприятий по организации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря, а также призании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ».
8. ОР-13.020.30-КТН161-18 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов «порядок применения действующих методик расчета ущерба окружающей среде при инцидентах и авариях с разливами нефти и нефтепродуктов. Примеры расчетов».
9. Приказ Минприроды России от 13.04.2009 №87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015.
10.ГОСТ Р51069-97 дата введения 07.01.1998 «Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах АРI ареометром».
11. Федеральный закон от 21.07. 1997 №116-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
12. ОР -03.100.50-КТН-137-20 «Положение о формировании и использовании аварийного запаса оборудования и материалов в организациях системы «Транснефть»».
13. ОР -23.040.00 КТН 128-19 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.«техническая эксплуатация объектов магистрального трубопровода. Порядок планирования и организации работ».
14. РД-43.020.00-КТН-013-20 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. «Система организации работ при эксплуатации транспортных средств и специальной техники организаций системы «Транснефть»».
15.ОР-13.020.40-КТН009-18 «порядок предоставления донесений и учета аварий , инцидентов и отказов на магистральных нефтепроводах, НПС и РП».
16. ОР-03.100.30-КТН-154-21 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. «Порядок проведения учебно - тренировочных занятий в ПАО «Транснефть»».
17.ОР-03.100.30-КТН-202-22 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефте
Нарушение технологии перекачки в следствии ошибок ремонтного и оперативного персонала, исчезновение напряжения в сети приводит к выходу из рабочего режима трубопровода и как следствие могут возникнуть порывы трубопровода.
Необходимо отметить что снижение в настоящее время количества аварий возникающих по причине брака при СМР стало следствием жесткого контроля на всех этапах строительства МН (регламентирование и контроль производства и доставки трубной продукции, применение автоматизированной сварки трубопроводов со 100% контролем неразрушающими методами сварных стыков, испытание и диагностирование трубопроводов перед вводом его в эксплуатацию (т. п.). Аварии возникающие в следствии внешнего воздействия на трубопровод а именно несанкционированные врезки с целью хищения нефти, воздействие механизмами сторонних организаций и физических лиц выходит на первый план[4].
Следствие аварии на МН является потеря нефти и в последующем загрязнение окружающей среды: воды, земли, атмосферного воздуха. Скопление нефтепродуктов в низменных местах вызывает образование горючих газов с возможным возгоранием. Потеря материальных ценностей