Развитие концепции юридического проектирования для её применения в правотворческой и правоприменительной практике противодействия коррупции
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Коррупция существенно затрудняет работу государственного механизма в целом и каждого института общества, препятствуя социальным преобразованиям, ограничивая развитие экономики. В политической жизни коррупция приводит к недоверию населения к государственной власти.
Несмотря на внедрение и реализацию многих антикоррупционных инициатив, в противодействии коррупции не получилось достигнуть существенных результатов. Усилия по борьбе с коррупцией, предпринимаемые органами правопорядка, имеют точечный характер и не направлены на устранение многих коррупционных угроз, существующих в деятельности органов публичной власти, управленческих структур частных предприятий, учреждений социально-культурной сферы.
Антикоррупционные средства не могут полноценно работать отдельно друг от друга. Для достижения искомого результата необходима концентрация усилий по всему спектру коррупционных проявлений, что возможно только при использовании методологических подходов, приемов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 9
1.1. Нормативно-правовое проектирование: российский опыт 9
1.2. Теоретические подходы к обоснованию системного проектирования антикоррупционных правовых механизмов и средств 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Конституционно-правовое проектирование средств противодействия коррупции 25
2.2. Национальные планы противодействия коррупции в развитии антикоррупционных правовых средств 36
2.3. Проектирование правовых средств противодействия коррупции на уровне законодательства Российской Федерации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 26. – Ст. 2780.
2. Национальный план противодействия коррупции Малайзии на 2019-2023 гг. [Электронный ресурс] – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1673291854&tld=ru&lang=en&name=National-Anti-Corruption-Plan-2019-2023_.pdf&text=https%3A%2F%2Fwww.pmo.gov.my%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F07%2FNational-Anti-Corruption-Plan-2019-%202023_.pdf&url=https%3A%2F%2Fwww.pmo.gov.my%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F07%2FNational-Anti-Corruption-Plan-2019-2023_.pdf&lr=1093&mime=pdf&l10n=ru&sign=d2f04652f5e8b2ff72b306c85b982970&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1673291854%26tld%3Dru%26lang%3Den%26name%3DNational-Anti-Corruption-Plan-2019-2023_.pdf%26text%3Dhttps%253A%2F%2Fwww.pmo.gov.my%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F07%2FNational-Anti-Corruption-Plan-2019-%2B2023_.pdf%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fwww.pmo.gov.my%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F07%2FNational-Anti-Corruption-Plan-2019-2023_.pdf%26lr%3D1093%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3Dd2f04652f5e8b2ff72b306c85b982970%26keyno%3D0%26nosw%3D1.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятие Федерального закона «О противодействии коррупции»: федер. закон от 25 декабря 2008 № 280-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6235.
5. О внесении изменения в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: федер. закон от 27 декабря 2018 г. № 561-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 53 (часть I). – Ст. 8487.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ (ред. от 28 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
8. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6228.
9. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ (ред. от 5 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
10. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 30 (часть I). – Ст. 4213.
11. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 (ред. от 13 марта 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 16. – Ст. 1875.
12. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы: указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 (ред. от 15 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 15. – Ст. 1729.
13. О Национальном п
Электоральная коррупция может проявляться, например, в необоснованном отстранении кандидатов от участия в выборах с целью продвижения других кандидатов; в фабриковании уголовных дел против политиков, участвующих в выборах, что на долгое время исключает их из политической жизни; в ликвидации реального, а не «бумажного» многообразия политических партий; в иных нарушениях принципа народовластия.
Фальсификации результатов голосования, политический патронаж, использование административного ресурса, подкуп избирателей и сотрудников электоральных органов превращают выборы в нелегитимную процедуру.
Поэтому создание конституционно-правовых механизмов защиты избирательных процессов от коррупционных посягательств становится одной из первостепенных задач антикоррупционной политики. К такому же выводу приходят Тимошенко И.Г. и Лещенков Ф.А. на основе исследования механизмов противодействия корруп