Англо-саксонская и романо-германская правовые семьи: сравнительный анализ в контексте современных тенденций развития
ВВЕДЕНИЕ
Изучение романo-германскoй и англo-саксонскoй систем права, прoведения их сравнительнoгo анализа имеет большoе значение для юридическoй науки.
Системы права нахoдятся в постoяннoм движении вперёд, на протяжении всего времени они развиваются и меняют свою качественную форму. Государство набирается опыта и пытается создать результативную форму организации системы права, не игнорируя свои исторические, национальные, традиции. Для того, чтобы повлиять на развитие права, важно его изучать. При этом не следует ограничиваться лишь личным внутренним законодательством государства. Надо учитывать опыт и практику разных стран, которые относятся к данной системе права и остальным.
Актуальность темы исследования. Развитие в Российской Федерации новых отношений в обществе, проводимая правовая реформа в стране, направленная на улучшение правовой системы и правовых институтов в общем, немыслимы без учета передовой мировой практики. Правовая система в нашем государстве приняла доктр
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………. 7
1.1 Понятие правовой системы…………………………………………….. 7
1.2 Классификация правовых систем………………………………………. 10
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ И АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ…………………………. 13
2.1 Особенности романо-германской правовой семьи………………….. 13
2.2 Особенности англосаксонской правовой семьи………………………. 14
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ………… 18
3.1 Влияние правового обычая в романо-германской и англосаксонской правовых семьях…………………………………………………………….. 18
3.2 Роль судебной практики как источника права в романо-германской и англосаксонской системах права………………………………………… 21
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы………………………………………. 26
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022)
Литература:
3. А.Э. Черноков. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие - СПб, 2004.
4. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: Юристъ, 1995.
5. Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. – 1995. - № 1.
6. Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное правотворчество.//Тр. ВНИИСЗ 1976 год. Вып. 6.
7. Байтин М.И. Понятие права и современность// Вопросы теории государства и права. – Саратов, 1998. - 1/10.
8. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. - М., 1988.
9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М: Международные отношения, 1996.
10. Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности. Учебное пособие по теории государства и права. - М.: Юристъ, 2000.
11. Карбоннье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. - М., 1986.
12. Константинеско Л.-Ж. Развитие сравнительного правоведения // Очерки сравнительного права / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981.
13. Кросс Р. Прецедент
Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).
Кроме того, существует деление права на частное и публичное. Публичное право охраняет интересы всего государства, а частное защищает интересы каждого человека, живущего в этом государстве.
Итак, можно сказать, что любая правовая система является универсальной категорией. Нормы права являются в ней системообразующим фактором. Ее основной задачей укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти. Для достижения этой задачи правовая система должна иметь четкую