Формирование культуроведческой компетенции младших школьников при изучении фразеологизмов

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование культуроведческой компетенции младших школьников при изучении фразеологизмов". В которой проанализированы комплекты учебников начальных классов по русскому языку и литературе УМК «Перспектива» в аспекте рассматриваемой проблемы. Разработан комплекс упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенции у обучающихся начальных классов при изучении фразеологизмов.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.09.2025
Объем файла
462 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Одной из ведущих тенденций современного образования является ориентация на развитие личности обучающегося, формирование у него целостного комплекса ключевых компетенций. Реализация культуроведческого аспекта направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, становление их гражданской идентичности. Овладение духовными ценностями и культурой народа неразрывно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры. Поэтому в содержании обучения русскому языку, литературному чтению, в программах внеурочной деятельности представлен культуроведческий компонент.
Согласно новым ФГОС НОО, где максимально конкретно сформулированы цели и требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения школьной программы, у обучающихся должны формироваться первоначальные представления о языке как основе национального самосознания, а также понимание того, что язык представляет собой явление национальной и общечеловеческой культур

Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты формирования культуроведческой компетенции у младших школьников ……………..6
1.1. Компетентностный подход в обучении ………………………………...6
1.2. Понятие культуроведческой компетенции младших школьников ….16
1.3. Фразеологизмы: классификация и признаки ……………………….26
1.4. Психолого-педагогические основы изучения фразеологизмов младшими школьниками ………………………………………………………… 34
Выводы по I главе ………………………………………………………….. 37
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию культуроведческой компетенции младших школьников при изучении фразеологизмов ………… 39
2.1. Диагностика сформированности культуроведческой компетенции младших школьников (констатирующий эксперимент) ……………………….. 39
2.2. Комплекс упражний по формированию культуроведческой компетенции младших школьников при изучении фразеологии ……………. 51
2.3. Динамика сформированности культуроведческой компетенции младших школьников ……………………………………………………………60
Выводы по II главе ………………………………………………………..68
Заключение …………………………………………………………………..70
Список литературы ………………………………………………………….73
Приложение ………………………………………………………………….81

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2016. – 27 с.

2. Агапова В.Н. Культурные ценности и способы их классификации: философско-культурологический аспект. Философия и культура. 2018. № 9. С. 1-5

3. Аничкина И.В. Формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Вестник научных конференций. 2022. № 7-3 (83). С. 18-21.

4. Антонович Н.М., Добыш А.А. работа по усвоению фразеологизмов учащимися начальных классов на уроках русского языка. В книге: Инновации и традиции в современном гуманитарном образовании. Материалы международной научной студенческой конференции. Под научной редакцией С.Г. Макеевой. Под общей редакцией Е.Н. Мартыновой. 2018. С. 5-13.

5. Ахмедов М.А., Магомедов Ш.А. Культурологический метопринцип в обучении и воспитании. В сборнике: Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии. материалы IV Международной научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет. 2019. С. 77-81.

6. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – 3-е изд. – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2003. ‒128 с. 

7. Бугаёва Ю.В., Кучер С.И. К вопросу учета уровня восприятия младшими школьниками художественного произведения на уроках чтения //  Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. 2016. С. 200-202.

8. Бушуева Л.С., Федосеева О.В. Изучение фразеологических единиц в начальной школе // Начальная школа. 2012. №7. С. 39.

9. Виноградов В.В. О теории художественной речи – М.: 1971. – 240 с.

10. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. – М.: Гослитиздат, 1959. – 655 с.

11. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц [Электронный ресурс] / Т.Г. Винокур. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2016. – 320 с. C. 85. URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785976522039.html (дата обращения: 19.10.2022).

12. Выготский Л.С. Психология развития человека. − М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. − 1136 с.

13. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Москва, 2002

14. Гвоздева Е.Н. Культурологический подход в воспитании национального самосознания. В сборнике: Молодая наука Забайкалья. Аспирантский сборник. Чита, 2005. С. 11-15.

15. Головнева Е.В., Спиридонова С.В.Воспитание детей младшего школьного возраста на основе народных традиций: культурологический аспект. Учебное пособие / Уфа, 2006.

16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., 

Наряду с учебниками русского языка и литературного чтения, в качестве средств обучения должны применяться такие словари, как толковый, фразеологический и этимологический как источник культурологической информации.
Комплекс усваиваемых младшими школьниками знаний и умений определяет содержание обучения и составляет деятельностную и когнитивную основу культуроведческой компетенции. В него включены:
Знания о происхождении, значении, употреблении устаревших слов и фразеологизмов;
Основные представления об определенных концептах русской языковой картины мира;
Знания о словарях (толковом, этимологическом, фразеологическом), в которых отображаются лингвокультурологические сведения;
У