Религиозные и традиционные правовые семьи
Введение
Каждое современное государство мира имеет свое право, но бывает и так, что в одном государстве конкурируют несколько правовых систем. Негосударственные общности также имеют свое право: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Для регуляции межгосударственных и внешнеторговых отношений во всемирном или региональном масштабе существует международное право.
Если исходить из элементов, используемых для создания, толкования и оценки норм права, то разница между правом различных стран будет не так уж и велика. Стоит также взять во внимание то, что сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, поэтому возможна группировка правовых норм в семьи.
Особенности построения правовых семей современных государств, а также правовых систем отдельных зарубежных государств раскрывались в исследованиях C.B. Боботова, В.В. Бойцовой, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцева, В.В. Оксамытного, Ф.М. Решетникова, А.К. Романова, А.Х. Саидова, О.Ф. Скакун, Л.Р. Сюкияйне
Содержание
Введение 3
1. Характерные черты государств религиозной правовой семьи 5
1.1. Отличительные особенности мусульманской правовой семьи 5
1.2. Отличительные особенности индусской правовой семьи. 13
2. Характерные черты традиционной правовой семьи. 18
2.1. Отличительные особенности правовых систем государств традиционной правовой семьи 18
2.2. Черты романо-германской и англосаксонской правовых систем в странах, относимых к традиционной правовой семье 20
Заключение 23
Список литературы 25
Список литературы
1. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура / Е.Ю. Барковская. – М.: НОРМА-М, 2006. – 480 с.
2. Берлявский Л.Г. Формально-юридический метод в правовых исследованиях: современные подходы / Л.Г. Берлявский // Юридический мир. – 2016. – № 6. – С. 51-54.
3. Викулина М.А. Принципы толкования правовых норм в континентальной и англо-саксонской правовых системах / М.А. Викулина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2020. – № 3 (832). – С. 91-103.
4. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. – М.: Юридическая литература, 1988. – 589 с.
5. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права / Г.Ф. Еланян. – Махачкала: Звезда, 2002. – 309 с.
6. Журавский А.В. Ислам / А.В. Журавский. – М.: Юристъ, 2004. – 578 с.
7. Зимин И.А. Иудейское (галахическое) право: история, сущность, современность / И.А. Зимин // История государства и права. – 2016. – № 20. – С. 29-30.
8. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульманина / Г.М. Керимов. – М.: Просвещение, 2009. – 612 с.
9. Крашенинников Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинников. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 192 c.
10. Нерсесян В.С. Правовой закон как порождение понятийной теории / В.С. Нерсесян // Журнал российского права. – 2008. – № 10. – С. 46-52.
11. Нерсесянц В.С. Право и закон / В.С. Нерсесянц. – М.: Право, 2000. – 602 с.
12. Никитин А.А. Юридическое усмотрение в правовых системах традиционного права / А.А. Никитин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 40-46.Овсепян Ж.И. Конституционные статусы религий в современном мире (государства Европы, Азии, Индостана и Дальнего Востока) / Ж.И. Овсепян // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 7. – С. 34-44.
13. Оксамытный В.В. Сравнительная теория закона: Учебное пособие / В.В. Оксамытный. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 78 с.
14. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учеб.-практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / К. Осакве. – М.: Дело, 2002. – 464 с.
15. Решетников Ф.М. Правовые
Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: ?Терпение, ведь Аллах с терпеливыми? (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: ?Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям вл