Развитие познавательной сферы старших дошкольников средствами дидактической игры
ВВЕДЕНИЕ
С введением ФГОС ДО воспитателю необходим поиск всё новых и новых средств и методов обучения и воспитания старших дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт не только предъявляет ряд требований к качеству образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений, но и обозначает «портрет» личности, которая осуществляет переход к школьному образованию. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения является одной из главных задач современного воспитателя и педагога. Организаторам обучающего процесса необходимо не только активировать процесс познания, но и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети самостоятельно могли определить цель, задачи и методы решения данной проблемы. Именно тогда, организатор получит возможность успешного результата от процесса обучения.
Побуждение детей к познанию, направленному на получение знаний становится творческой интерпретацией знаний и опыта в сознании старших дошкольников, и как следствие, решение поставленных перед ними образовательных познавательных задач. Внимание ученых педагогов и психологов долгие годы было сосредоточено на изучении феномена «познавательное развитие». А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский изучали теоретические основы понятия «познавательное развитие», И. В. Метельский выделил подробную структуру познавательной сферы, Е. И. Щербакова, занималась выделением критериев и показа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Теоретические подходы в понимании познавательного развития в современной психологии 9
1.2. Факторы, влияющие на развитие познавательной сферы в период старшего дошкольного возраста 18
1.3. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Общая характеристика экспериментального исследования 33
2.2. Характеристика и описание психодиагностических методик 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 36-41.
2. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 2017. Вып. 16. № 265. С. 41-60.
3. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 54-60.
4. Белорукова Е. М. Развитие у младших школьников интеллектуальной инициативы: результаты экспериментального исследования // Педагог. Барнаул, 2015. № 1 (18). С. 100-106.
5. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 69-79.
6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 2019. 176 с.
7. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. - 2020. - №1. - С. 21-39.
8. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст) / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
9. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 232с.
10. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для В771 студ. высш. учеб. заведений / [И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова] ; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. — 3- изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 336 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 2017. - 224 .
12. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2015. - 384 с.
13. Гебос А. И. Психология познавательной активности учащихся. Кишинёв, 2019. 105 с.
14. Гинзбург М. Г. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 128-132.
15. Далингер В. А., Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения./В. А. Далингер //№6, 2004.
16. Зубкова Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2021. 22 с.
17. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Л., 2020. 290 с.
18. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей // Вестник ТГПУ. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pe
В соответствии с возрастом и уровнем развития человека, меняется и процесс познания, претерпевает изменения и уровень критериев познавательного развития личности, который обеспечивает дальнейшее развитие способностей и интересов в течение всей жизни. Исходя из вышеописанного, многие отечественные педагоги и психологи занимались изучением проблемы познавательного развития личности, а также феномена «познавательное развитие» без какого-либо контекста.
Б. Д. Эльконин считал, что познавательное развитие личности – это совокупность способностей, помогающих человеку познавать явления окружающей его действительности. Говоря иными словами, это комплекс определенных элементов (внимание, мышление, память, ощущения, восприятие), которые объединившись способны не только задать начальные представления об объектах и действиях окружающей действительности, но и продолжать познавать их, открывать что-то новое, неизведанное ранее [34].
Ш. А. Амонашвили под понятием «познавательное развитие» понимал набор навыков, которые являются составляющими интеллекта. Ш. А. Амонашвили считал, что если объединить компоненты познавательного развития личности и постоянно совершенствовать их, то человеческий интеллект не будет иметь «границ», это будет «сверхинтеллект». Вместе с тем, такая личность должн