Формирование нравственной культуры детей и подростков средствами социально-культурной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема формирования нравственной культуры детей и подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания. Сфера нравственной культуры во все времена являлась объектом научного интереса. Чаще всего, когда говорят о проблемах формирования нравственной культуры детей и подростков, говорят об организации правильного и адекватного досуга.
Культуре досуга необходимо учить всегда, но лучше всего это начинать с детского возраста. В современном обществе поставлен ряд приоритетных задач, одна из которых организации любых форм досуга детей и подростков, т.е. формирование нравственной культуры подрастающего поколения.
Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей, например, в процессе досуга гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Досуг — это достаточно сложный и противоречивый вопрос современного общества.
Во-первых, им
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ....................8
1.1. Исторические аспекты формированию нравственной культуры ...............8
1.2. Сущность и специфика формирования нравственной культуры детей и подростков..............................................................................................................18
1.3. Методические рекомендации по формированию нравственной культуры детей и подростков на современном этапе………………………..……...……26
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........36
2.1 Анализ социально-культурных условий по формированию нравственной культуры детей и подростков...............................................................................36
2.2 Проектное обоснование по формированию нравственной культуры детей и подростков средствами социально-культурной деятельности……..………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................68
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, С. Возрастная психология [Текст] / С.Абрамова. - М.: Высш. шк., 2011.- 319 с.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст] / Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 236с.
3. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности [Текст]. - М.: МГУК, 1995. - 121с.
4. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2014. - 216 с.
5. Асеев, В. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / В.Асеев. - Иркутск: ДРОФА, 2013. - 456 с.
6. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст]: метод. материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народ. образование, 2012. - 112 с.
7. Беспалько, В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы [Текст] / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. - С.10-12.
8. Бирженюк, Г.М. Методическое руководство культурно- просветительной работой [Текст]: учеб. пособие / Г. М. Бирженюк, Н.А. Горбунова, Л. В. Бузене. - М.: Просвещение, 1989. - С. 7-31
9. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории [Текст] / Н.И.Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. - с. 224.
10. Бросова, К. Нравственно-эстетические идеалы человечества в содержании курса «Мировая художественная культура» [Текст] / К.Бросова // Искусство в шк. - 2014. - № 1. - С. 78-80.
11. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2016. - № 9. - С. 108-113.
12. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - М.: ACADEMA, 2015. - 567 с.
13. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. М.В. Гамезо.- М.: ВЕЧЕ, 2010. - 311 с.
14. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: учеб. пособие / Б.С.Волков. - М.: Акад. Проект; Гаудеамус, 2015. - с. 208.
15. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Б.С.Волков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагог. общ-во России, 2002. - 218 с.
16. Воловик, В.А. Педагогика досуга [Текст]: учебник / В.А.Воловик. - М.: Флинта, 1998. - 235 с.
17. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст] / Е.И.Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002.
18. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. - 504 с.
19. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2014. - № 5. - С. 8 - 14.
20. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Режим доступа: http: // www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525 - Загл. с экрана.
21. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 55 - 64.
22. Данилюк, А. Я. К
оспитание школьников: вопросы теории [Текст] / Н.И.Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. - с. 224.
Бросова, К. Нравственно-эстетические идеалы человечества в содержании курса «Мировая художественная культура» [Текст] / К.Бросова // Искусство в шк. - 2014. - № 1. - С. 78-80.
Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2016. - № 9. - С. 108-113.
Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - М.: ACADEMA, 2015. - 567 с.
Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. М.В. Гамезо.- М.: ВЕЧЕ, 2010. - 311 с.
Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: учеб. пособие / Б.С.Волков. - М.: Акад. Проект; Гаудеа
Так же в себя включает: формирование у обучающихся сознания связи с обществом; формирование нравственных привычек. Имеет свою специфику, обусловленную содержанием, своеобразием целей и включенностью в процесс всех видов воспитания, и свои задачи, определяемые как: формирование нравственного сознания; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; воспитание и развитие нравственных чувств; выработку умений и нравственных чувств. Также имеет свои направления: воспитание патриотизма, воспитание нравственных убеждений и морального сознания, эстетическое воспитание и формирование экологической культуры.
Цель нравственного воспитания - формирование у подростков системы отношений, которая соответствует моральным нормам. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности. Нравственное воспитание могло бы определяться, в качестве целенаправленного формирования у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, знать и понимать высшую ценност