Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков
Введение
Актуальность темы: Исследование гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков является актуальным из-за ряда причин. Во-первых, подростковый период является критическим в жизни человека, когда возникает много стрессовых ситуаций, связанных, например, с изменением социальной роли, учебной нагрузкой или появлением новых социальных контактов. Данные стрессовые ситуации могут оказывать серьезное влияние на психическое здоровье подростков, и поэтому важно изучать, как подростки реагируют на стресс и какие механизмы стрессоустойчивости присутствуют у них.Во-вторых, гендерные особенности имеют большое значение в контексте стрессоустойчивости. Исследования показывают, что мужчины и женщины часто по-разному реагируют на стрессовые ситуации, и это может связано с различиями в социальном статусе, биологических и психологических особенностях.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретические основы изучения стрессоустойчивости у подростков
1.1 Понятие и виды стресса. Теория стресса Ганса Селье……………………..7
1.2 Гендерные различия в стрессоустойчивости подростков………………………………………….…………………………..….12
1.3 Значимость стрессоустойчивости для подростов в современном мире…...14
ГЛАВА II Эмпирическое исследование гендерных особенностей стрессоустойчивости у подростков
2.1 Организация и методы исследования……………………………………..…19
2.2 Результаты исследования………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…....33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35
Список использованных источников:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Селье,_Гансhttps://dnkom.ru/o-kompanii/stati/diagnostika-v-detalyakh/stadii-stressa/https://hronos-center.ru/stadii-stressa/https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00003700_0.htmlhttps://hr-portal.ru/tool/test-na-stressoustoychivost-holmsa-i-ragehttps://hr-portal.ru/tool/test-na-stressoustoychivost-holmsa-i-rageMoney J. Linguistic resources and psychodynamic theory //British Journal of Medical Psychology. – 1955.
https://miin.ru/blog/psikhologiya-stressa/Андреева, И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов / И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конф. 10–11 декабря 2004 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 282–285.
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: «прайм-Еврознак», 2001. – 320 с.
Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М: «КСП+», 2003. – 272 с.
Goleman, D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions / D. Goleman // The New York Times, August, 23, 1988.Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.
Бреслав Г.М. Психология эмоций.– М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
Mayer J.D. Emotional intelligence information. [Electronic resourse]. – 2005.
34
https://elementy.ru/bookclub/chapters/434852/Stress_kotoryy_vsegda_s_toboy_Glava_iz_knigi Harrod N.R., Sheer S.D. An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics // Adolescence, Fall, 2005.
Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A Journal of Research, Dec, 2003.
Brody L.R. Gender, emotion and family. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1999.
Richard J. Davidson, Antoine Lutz, IEEE Signal Process Mag, 25(1): 176-174, 2008.
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующий адаптации. Проще говоря, определенные изменения во внешней среде заставляют нас приспосабливаться. На улице было то холоднее, то теплее, мы переехали в другой климат, познакомились с другими людьми – все это требует физических и умственных усилий. В целом это явление можно назвать стрессом. Если происходит адаптация, то возникает стресс [8].Устойчивость к стрессу - совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить воздействие стрессоров, без вредных эмоциональных всплесков, мешающих деятельности и др., способных вызвать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низкой эмоциональностью.Гендерная стрессоустойчивость – это способность справляться со стрессом и давлением, связанными с социальными ожиданиями, стереотипами и ролями, полом. По мнению Г.В. Андреевой, стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих людям переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки) без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию – то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека [9].