Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмной семье
Введение
Дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важнейшим из которых является приемная семья, адаптироваться в современном обществе. «Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье» - одна из острейших проблем современного общества.
Как показывают многие исследования, воспитание детей в детских домах, интернатах в большинстве случаев приводит к повреждению в его развития. Анализ проблемы сиротства весомо показывает, что в даных учреждениях не всегда ведется помощь, и не создаются условия для компенсации последствий потери, что ведет к серьезным нарушениям в процесса формирования личности и препятствует дальнейшей социализацию ребенка.
Содержание
1.1 Понятие психологической адаптации в современной психологии. 5
1.2 Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 15
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1989.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. - М., 1978.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М., 2004.
4. Гартман Г. Эго-психология и проблемы адаптации. - Н.-Й., 1958.
5. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 4 (82).
6. Грибанова Г.В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. №6. с. 13-18.
7. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. - Санкт-Петербург: Речь, 2007.
8. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальная педагогика. 2003. №2. с. 64-73.
9. Дубровина И.В. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 127 с.
10. Иванова М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи. - Санкт-Петербург, 2007.
Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома, показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах - 3,4%.
Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно-психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.
Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире.
У детей же, воспитывающихся в доме ребенка и испытывающих недостаток общения, развитие эмоциональной сферы страдает по целому ряду характеристик. У них меньше эмоций по количеству, качеству, чем у детей из семьи, эмоциональные проявления бедны, невыразительны.