Роль эмоциональной сферы в профессиональном самоопределении подростков
Введение
В современном обществе все больше внимания уделяется развитию личности и ее профессиональной самореализации. Но, кроме знаний и навыков, для успешной карьеры необходимо умение управлять своими эмоциями и чувствами. Особенно это актуально для подростков, которые только начинают строить свою жизнь и выбирать профессию. В рамках данной курсовой работы мы рассмотрим роль эмоциональной сферы в профессиональном самоопределении подростков, а также исследуем практические методы и приемы, которые помогут им развивать навыки эмоционального интеллекта и достигать успеха в будущей карьере.В отечественной литературе было проведено много исследований роли эмоциональной сферы в профессиональном самоопределении подростков.Одно из таких исследований было проведено С. А. Коротковой и А. М. Пичугиной "Роль эмоциональной сферы в формировании профессиональных ориентаций учащихся".
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы роли эмоциональной сферы в профессиональном самоопределении подростков……………………………...6
1.1. Определение понятия "эмоциональная сфера"……………………………..6
1.2 Роль эмоций в формировании профессиональных интересов и предпочтений у подростков………………………………………………………7
1.3. Влияние эмоционального состояния на процесс принятия решений о выборе профессии………………………………………………………………...8
Глава 2. Эмоциональная сфера и профессиональное самоопределение подростков: эмпирическое исследование……………………………………………………………………..10
2.1. Диагностический инструментарий для исследования эмоциональной сфера и профессионального самоопределение подростков…………………..10
2.2. Результаты исследования…………………………………………………..13
2.3. Практические рекомендации для педагогов по использованию различных методик работы с эмоциональной сферой подростков в процессе профориентации…………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………...21
Список литературы
Афанасьева, И. С. (2016). Профессиональное самоопределение и эмоциональный интеллект у подростков. Москва: Феникс, 110 с.
Белова, Е. Ю. (2018). Роль эмоций в профессиональном самоопределении подростков. Воронеж: Научная книга, 92 с.
Беляева, О. А. (2020). Роль эмоциональной сферы в формировании мотивации профессионального самоопределения старшеклассников. Казань: Издательство Казанского университета, 68 с.
Данилова, Н. О. (2017). Эмоции и социальное средство самоопределения подростков. Самара: Офорт, 64 с.
Герасимова, Е. А. (2015). Роль семьи в развитии эмоциональной сферы и профессиональном самоопределении подростков. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 96 с.
Григорьева, Е. А. (2015). Влияние состояния эмоциональной сферы на процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Москва: Академический Проект, 90 с.
Жукова, А. В. (2019). Эмоции и профессиональное самоопределение подростка. Санкт-Петербург: Речь, 128 с.
Загорская, О. В., & Шеина, О. А. (2020). Эмоциональная регуляция и профессиональное самоопределение школьников. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 17(1), 78–86.
Козлова, Е. Ю. (2018). Формирование профессиональных интересов подростков с учетом эмоциональной сферы личности. Москва: Издательство Эксмо, 96 с.
Коваленко, Т. Г. (2020). Развитие эмоциональной сферы и профессиональное самоопределение учащихся старших классов. Краснодар: Новый Кубанский Университет, 88 с.
Кондратьев, А. Н. (2017). Психологические аспекты профессионального самоопределения подростков: роль эмоциональной сферы. Москва: Академический Проект, 116 с.
Лебедева, О. Н. (2019). Психологические механизмы формирования профессионального самосознания подростков. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 142 с.
Эмоциональная сфера является важным аспектом психического и личностного развития человека, который охватывает широкий спектр эмоциональных состояний и переживаний. Это комплекс психических процессов и состояний, связанных с переживанием и выражением эмоций в ответ на разнообразные стимулы из окружающей среды.В эмоциональную сферу входят такие аспекты, как чувства, настроение, эмоциональная регуляция, мотивация и поведенческие реакции. Взаимодействие этих факторов определяет эмоциональный опыт человека и его поведение в социальных ситуациях.Современные исследования подтверждают значимость эмоциональной сферы для формирования личности и достижения успехов в обучении и профессиональной деятельности. Понимание этого аспекта психики человека имеет большое значение для практической работы педагогов, психологов и других специалистов, работающих с людьми. [7, c. 63]В последние годы отечественные исследователи продолжают рассматривать эмоциональную сферу как важный аспект психического и личностного развития человека, связанный с его мотивацией, поведением и отношением к окружающему миру.Например, в работе А. А. Фомина и В. Л. Шестаковой "Эмоционально -мотивационная сфера в контексте формирования личности студента высшей школы " (2019 год) под эмоциональной сферой понимается совокупность эмоциональных состояний и переживаний, обусловленных внутренними и внешними факторами.