Концепция разделения властей и ее реализация
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Принцип разделения властей является одним из важнейших условий в процессе формирования и развития конституционного демократического правового государства. Реализация принципа предполагает не только деление полномочий между органами государственной власти в рамках триады, но и взаимное уравновешивание властей, в том числе с помощью мер конституционно-правовой ответственности. Установленная в государстве форма правления оказывает значительное влияние на реализацию принципа разделения властей, порядок формирования, компетенцию и конституционно-правовую ответственность лиц, занимающих государственные должности.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Становление теории разделения властей 5
1.1. Историко-теоретические аспекты понятия «разделения властей» 5
1.2. Современная концепция разделения властей 12
ГЛАВА II. Реализация теории разделения ветвей власти в Российской Федерации 16
2.1. Осуществление принципа разделения властей 16
2.2. Проблемы реализации и функционирования государственной власти 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации // КонтурНорматив //
(в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ)
2. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. №7. Ст. 898.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // КонсультантПлюс4. Федеральный закон от 14 марта 2002 года № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества» (в ред. от 8 декабря 2010 года) // СЗ РФ. 2002. №11. Ст. 1022. 2010. № 50. Ст. 6604.
5. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 23 декабря 2010) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270. 2010. № 52 (часть 1). Ст. 6985.
6. Автономов, А. С. Избирательная власть / А.С. Автономов.- М.: Права человека, 2002.88 с.
7. Анишина, В. И. Конституционно-правовая доктрина самостоятельности судебной власти в современной России: проблемы теории и практики реализации / В.И. Анишина. - М.: Изд-во «Форгрейфер», 2008. – 232 с.
8. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических факультетов. 2-е изд., изм. и доп. / М.В. Баглай. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2000. – 776 с.
9. Барнашов, А. М. Теория разделения властей: становление, развитие и применение / А.М. Барнашов. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1988. — 102 с.
10. Ворошилов, Н. Н. Критический обзор учения о разделении властей / Н.Н. Ворошилов. - Ярославль: тип. губ. зем. управы, 1872.-451 с.
11. Ильин, А. В. Институт главы государства в отечественной конституционной традиции / А.В. Ильин // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Часть 1. Владивосток: Изд-во. Дальневосточного ун-та, 1998. – С.27-32.
Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены . Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье) . Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти – «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан..». «Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью». «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры «всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Однако, «хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий».