Понятийная категория «Approval» (одобрение) в английском языке и особенности изучения соответствующей лексики на уроке английского языка
Введение
Актуальность данной работы обусловлена интересом современной лингвистики к изучению понятийных категорий, включающих в себя эмотивную лексику, в частности лексику одобрения, и особенностей их репрезентации в английском языке. Актуальна тема также ввиду необходимости учета особенностей репрезентации понятийной категории «одобрение» при развитии иноязычной коммуникативной компетенции в общеобразовательной школе.Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов: О. Есперсена, Л. Ельмслева, А.В. Бондаренко, С.М. Колесниковой, С.Д. Кацнельсона и других. Методическое приложение было разработано с опорой на работы следующих методистов: А.А. Уфимцевой, И.П. Коротковой, Л.Н. Григорьевой, О.В. Васильковой и других.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНАЯ КАТЕГОРИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ………..……………………….5
Исследование понятийных категорий в лингвистике, их особенности и специфика…………………………………………………...5
Лексические способы реализации понятийных категорий в английском языке…………………………………………………………..12
Изучение лексики, выражающей одобрение на уроке английского языка…………………………………………………………………….......19
Выводы по главе 1………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОНЯТИЙНОЙ КАТЕГОРИИ «APPROVAL» (ОДОБРЕНИЕ) И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЛЕКСИКЕ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА..27
Лингвистический анализ лексических единиц, входящих в лексико-семантическое поле со значением «Approval» (одобрение) ……………27
Лексико-семантическая поле «Approval» (одобрение)……………37
Методическая разработка, направленная на обучение лексике со значением «Approval» (одобрение)………………...……………………...39
Выводы по главе 2……………………………………….…………………46
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников и литературы……………………….….49
Список использованных источников и литературы
Болдырев, Н. Н. Категории как форма репрезентации знаний в языке / Н.Н. Болдырев // Концептуальное пространство языка : сборник научных трудов / редактор Е. С. Кубрякова ; Тамбовский государственный университет – Тамбов, 2005. – C. 16-39.
Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н.Н. Болдырев. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. – 236 с.
Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. – М. : Высшая школа, 1990. – 176 с.
Васильев, Л. М. Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики: сборник избранных статей / Л.М. Васильев. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 524 с.
Василькова, О. В. Методическая модель обучения студентов языкового вуза лексике одобрения как способ формирования межкультурной компетенции / О. В. Василькова // Известия Уральского государственного университета. Серии: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т. 6, №2. – С. 21-26.
Вердиева, З. Н. Семантические поля в современном английском языке / З. Н. Вердиева. – М. : Высшая школа, 1986. – 120 с.
Григорьева, Л. Н. Методика обогащения речи учащихсяякутов лексикосемантическими группами глаголов, выражающих эмоциональное состояние (на основе сопоставления русских и якутских глаголов) : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Григорьева Людмила Николаевна ; Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова. – Якутск, 2006. – 24 с.
Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. – М. : Просвещение, 1984. – 397 с.
Гурочкина, А. Г. Понятийные категории vs грамматические категории / А.Г. Гурочкина // Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект : материалы пятой международной конференции / Владимирский государственный педагогически университет. – Владимир, 2003. С. 63-65.
Понятийные категории находятся в центре внимания философов, логиков, психологов, языковедов, всех тех, кого интересуют проблемы, связанные с категориями мышления. Исследования категорий, определение их сущности, выявление принципов формирования их структуры, содержания, основного перечня, относятся к числу ключевых проблем многих гуманитарных наук. Мыслительные основы языковых структур и их актуализация в речи исследуются в современной лингвистике в качестве одной из важнейших дискуссионных проблем.В философии категории (от греч. kategoria - высказывание; признак), определяются как «наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т.д.)» [ССИС].Трактовка термина «категория» в лингвистике менялось в зависимости от «целевых установок и доминирующих взглядов на природу языка в определённый исторический период в целом, а также от того, какая функция языка или сама его структура оказывались в большей степени в поле зрения исследователей» [Болдырев 2005 : 17].Так, в традиционной и структурной лингвистике категория трактуется как любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства, некоторого признака, который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака [Щерба 1957 : 11].