Влияние занятий волейболом на динамику физического состояния учащихся 10-11 классов
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол, с самого своего зарождения в 1895 году, в США, является одной из популярных игр с мячом. В течение многих лет правила этой игры изменялись и совершенствовались, что привело к широкому признанию волейбола во всем мире. Данному процессу поспособствовала доступность этого вида спорта, не только с точки зрения материального обеспечения, но и со стороны минимальной физической подготовки. Благодаря этим аспектам волейбол довольно популярен среди школьников различных возрастов и является эффективным инструментом для физического развития учащихся. [4, 5, 10, 21]Многие авторы отмечают, что волейбол как средство физического воспитания способствует развитию большого количества различных физических качеств и способностей. Также отмечается положительное влияние на кровеносную и дыхательные системы, улучшает работу зрительного анализатора, способствование формированию мотивационных установок, общих волевых качеств личности.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 8
1.1. Анатомические и физиологические особенности организма учащихся 10-11 классов 8
1.2. Преподавание волейбола в системе физического воспитания в среднеобразовательной школе 11
1.3. Значение влияния волейбола на физическое состояние учащихся старшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Динамика показателей физического развития подростков в процессе занятий волейболом 27
3.2. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы у подростков в процессе занятий волейболом 30
3.3. Динамика показателей физических качеств подростков в процессе занятий волейболом 32
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Атамухамедова, М. Р. Адаптивные изменения систем внешнего дыхания детей и подростков при мышечной деятельности / М. Р. Атамухамедова // Universum: медицина и фармакология. – 2022. – № 2(85). – С. 16-18. – DOI 10.32743/UniMed.2022.85.2.13037. – EDN ZUQUXQ.
Болманенкова, Т. А. Основы физического воспитания : учебное пособие : [12+] / Т. А. Болманенкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 236 с. : табл.
Бутенко, М. В. Физическая культура в профилактике гипокинезии / М. В. Бутенко, Н. С. Матвейчук // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2023. – № 3. – С. 18-24. – DOI 10.24412/2305-8404-2023-3-18-24. – EDN EUIGCU.
Бухарева, Д. А. Волейбол и его влияние на здоровье и развитие человека / Д. А. Бухарева, Е. И. Коробейникова // Наука-2020. – 2022. – № 5(59). – С. 5-10. – EDN QUHJQD.
Ваниев, Р. С. О роли влияния физической подготовки на обучение технике волейбола обучающихся на уроках физической культуры / Р. С. Ваниев, Л. Н. Коваль // Инновационная наука. – 2021. – № 2. – С. 103-107. – EDN CEXDYM.
Варенцова, И. А. Оценка физической подготовленности школьников с учетом индивидуальных особенностей физического развития / И. А. Варенцова, В. Г. Балюк, Ф. И. Варенцов // . – 2022. – № 52. – С. 909-916. – EDN NMLCIO.
Васи, С. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста / С. А. Васи, Н. С. Наумчик // Наука через призму времени. – 2019. – № 7(28). – С. 82-83. – EDN UQMPMB.
Ганиев, Р. Р. Развитие выносливости у волейболистов старшего школьного возраста / Р. Р. Ганиев, Р. А. Гумеров // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. – С. 86. – EDN JDCQJM.
Гречко А. С. Физическая культура в школе : учебник : в 2 частях / А. С. Гречко, В. Г. Турманидзе, Ю. И. Сиренко, С. Г. Сорокин ; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ), 2022.
Исследования на тему анатомических и физиологических особенностей организма учащихся школьного возраста имеет большое значение как для оптимизации здоровья населения, так и уровня успеваемости учащихся. Исходя из таких научных изысканий формируются рекомендации по организации занятий физической культурой и спортом, питания и сна режима труда и отдыха, а также способствуют разработке более эффективных методик поддержания здоровья и развития учащихся.По данным анализа литературы старший школьный возраст проявляется продолжение роста и развития, что заметно в относительно спокойном темпе его протекания в различных органах и системах. Завершается процесс полового созревания и начинают более отчетливо проявляться половые и индивидуальные различия. [32, 36]Исходя из возрастной периодизации, представленной во многих научных трудах, большинство учащихся 10-11 классов еще находятся в периоде подросткового развития, когда происходят значительные изменения в их организме. Но также у некоторой части учащихся происходит критический период – переход от одного возрастного периода к другому.В процессе онтогенеза физическое развитие учащихся может отличаться от установленных норм, учащиеся могут иметь различные анатомические особенности, разность в скорости метаболизма, в целом можно выделить определенные сходные параметры.