Использование аутентичных ауди- и видео- материалов в процессе формирования коммуникативных навыков на уроках французского языка на средней ступени обучения
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативная культура является неотъемлемой частью поведенческой культуры и выражается в основном в речи, умении составлять и поддерживать диалоги. Диалог – это некая универсальная реальность, которая обуславливает формирование человеческого сознания .Принцип диалога является основой общения человека с обществом. Поэтому в мультикультурном и быстро развивающемся современном обществе необходимо уметь вести диалог, безнаказанно отстаивать свою позицию и быть внимательным к другим мнениям и представителям других национальностей.Изучение русского языка, а также некоторых иностранных языков, например, французского, способствует развитию коммуникативной компетенции. Коммуникативную культуру французского языка необходимо воспитывать с раннего возраста, а поскольку в это время закладываются основы иноязычного поведения, имеет смысл использовать современные методы обучения, создающие приятную атмосферу и стимулирующие познавательные интересы учащихся.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ……………………..6
1.1. Понятие коммуникативных навыков……………………..……………………6
1.2. Основы формирования коммуникативных навыков…………………….…..14
1.3. Особенности работы учителя иностранного языка………………………….17
Выводы по главе 1………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ…………………………………………………………………………..22
2.1. Характеристики аутентичного материала, применяемого на уроках французского языка………………………………………………………………...22
2.2. Специфика работы с аутентичными аудио- и видеоматериалов при обучении французскому языку……………………………………………………28
2.3. Роль аутентичных материалов в формировании коммуникативных навыков……………………………………………………………………………...31
Выводы по главе 2………………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………………………52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....60
1. Азимов, Э. Г., Щукин А. Н., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]. – М.: Издательство ИКАР, 2018. – 448 с.
2. Акрамова, М.С. Творчество преподавателя иностранного языка и современные информационные технологии // International scientific review – 2019. – №LV. – С. 2.
3. Андреева, Е.Е., Ненашева О.В. Роль видеоматериалов в обучении французскому языку учащихся старших классов [Текст] // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – №4 (29). – С. 52–58.
4 Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. – 5е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2022. – 360 с.
5. Атауллаев, Ф.Ф., Угли, Ибраимов Х.И. Понятие профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей в психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Вопросы науки и образования. – 2019. – №1 (42). – С. 2.
6. Бегийович, О. С. Кино в обучении иностранным языкам [Текст] // Вестник ЮУрГУ. – 2018. – № 2. – С. 75–76.
7. Безносюк, Е.В. Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №68-2. – С. 24–26.
8. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст] / Б.В. Беляев. – М.: Просвещение, 2018. – 229 с.
9. Белякова, Т.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам. 01.04.2020. [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2020/04/01/ formirovanie-inoyazychnoy (Дата обращения: 20.01.2023).
Гуманизация общественной жизни активизируют рост роли дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе, что, в свою очередь, требуют обязательного учета способностей детей и решения проблемы их выявления и дальнейшего развития. Актуальность формирования коммуникативных навыков школьников раскрыта разных в научных трудах.Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что, несмотря на многочисленные исследования, дальнейшего решения требует проблема разработки структуры и определения этапов формирования коммуникативных навыков, порожденная терминологической неопределенностью этого понятия. Множество определений «коммуникативных навыков» существует в отечественной психологии. Некоторые ученые определяют их как способность к образованию коммуникативных навыков, обеспечивающих успешную коллективную деятельность и определение в ней своего места, сплочение коллектива, умение притягивать к себе людей, что проявляется или в способностях к лидерству, или в конформизме, скромности и дисциплине, получает всеобщее уважение коллектива, способствуя объединению последнего [24 , с.4].В современной психолого-педагогической литературе представлены различные точки зрения на сущность таких понятий, как «коммуникация», «навыки», «коммуникативные навыки»[6,с.75].Слово коммуникация произошло от лат. communicatio, comunico – «делаю общим, связываю, общаюсь»[4, с.128].