Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного возраста у ребенка созревают и развиваются системы и функции организма, появляются познавательные психические процессы, происходит овладение различными видами деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы. Общение со сверстниками динамично развивается во всех видах деятельности детей и проходит разные стадии. Необходимость в общении детей дошкольного возраста рано становится ведущей социальной потребностью.Она способствует формированию таких качеств личности ребенка, как дружелюбие, терпимость, чуткость, сопереживание. Данные качества помогают детям строить положительные межличностные отношения.Особое значение в формировании дружелюбия старших дошкольников имеет влияние взрослых, создание ими мотивации, поддержки в момент проявления ребенком положительных качеств. Дошкольники учатся взаимодействовать с окружающими у педагогов и родителей, что подчеркивает значимость их компетентности в формировании дружелюбных отношений детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………5
Понятие сущность «дружелюбного отношения» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………5
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста..11Основы формирования дружелюбных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб, пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624с.
Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др.]. СПб.: Питер, 2007. 304с.
Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. 2008. №6. С.42-47.
Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2010. 189с.
Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2000. 275с.
Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академический Проект, 2005. 400с.
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез. 2012. 80с.
Венгер Л. А., Мухина В С. Психология: учебник для вузов. М.: Академия, 2007. 446с.
Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 264 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Раннее детство. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 329с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504с.
Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. 2009. №10. С.36-46.
Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. 2010. №5. С.259-263.
Година Г. Н. Нравственность и воспитание. М.: Спарк, 2011. 289с.
Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека // Воспитательная работа в школе. 2009. №10. С.23-27.
Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.: Просвещение, 2003. 72с.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009. 256с.
Ежедневно в мире множество людей взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией и опытом, вступают в различные отношения. Каждый человек рождается с определенным характером и набором индивидуальных качеств, что определяет в дальнейшем его отношение к окружающим людям и к жизни в целом. Успешность общения людей будет зависеть от того, насколько они дружелюбно настроены по отношению друг к другу.Дружелюбие — это положительное нравственное качество личности, выражающее искреннее отношение к людям, чистые чувства, стремление к мирному доброму сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов [5]. Данное качество способствует ладу в семье, единству в коллективе, миру в стране, и самое главное для человека - миролюбию. С дружелюбно настроенными людьми проще взаимодействовать, так как они более открыты для общения, просьб и предложений. Отношения с дружелюбным человеком всегда побуждают проявлять себя с лучшей стороны, оказывать поддержку и помощь, доверять в ответ. Дружелюбные отношения являются неотъемлемой частью во взаимоотношениях человека с его родными и близкими людьми. Можно сказать, что дружелюбие - фундамент семьи. Если данное качество отсутствует у супругов, то это может вести за собой череду недопонимания и конфликтов. Разлад в отношениях супругов накладывает отпечаток на сознание их детей. Но стараясь избежать ссор, оказывая помощь и поддержку друг другу, члены семьи тем самым проявляют свои дружелюбные качества.Понятие «дружелюбие» характеризуется не только как тип отношений людей, но и как теплое чувство, лишенное мелких обид [17].