Взаимосвязь Конституции Российской Федерации и международного права
Введение:
Тема данного исследования является актуальной в связи с тем, что на фоне глобализации в мире появляется множество проблем, связанных с международными отношениями (проблемы терроризма, экстремизма, ядерного нераспространения, экономические проблемы и т.д.). Такие проблемы возможно решить посредством урегулирования соотношения и взаимодействия международного и национального права.Данная тема актуальна, поскольку сейчас активно происходит глобализация в экономике, культуре, а также в праве. В связи с этим процессом, взаимозависимостью стран мира, необходимо чтобы национальное право было совместимо с международным, образуя, таким образом, единую систему норм, обеспечивающую взаимодействия государств и общества в целом.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….….2
1. Конституция как основа национальной правовой системы Российской Федерации……………………………………………………………………...........4
1.1 Действие Конституции в правовом пространстве Российской Федерации……………………………………………………….….…….………….4
1.2 Юридическая сила положений Конституции Российской Федерации……………………………………………....………………………........7
2. Система международного права……………………………..……………….10
3. Соотношение Конституции Российской Федерации и международного права…………..........................................................................................................18
3.1 Теории соотношения международного права и национального.....................18
3.2 Связь международного права и Конституции Российской Федерации……………………………………………..…........................................21
Заключение………………………………..……………….....................................27
Использованная литература………………….…………………………………29
Список литературы
1) Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
2) Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // СПС Гарант. [Электронный ресурс]
3) Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
Федеральное законодательство:
1) Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.] // Российская газета 2020. 4 июля.
2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
3) Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
4) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
5) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
Конституция Российской Федерации является основным законом в правовой системе России, имеющим высшую юридическую силу. Это указывается в п.2 ст.4 Конституции , а также в п.1 ст.15 Конституции, где написано «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Вследствие того, что Конституция обладает верховенством, провозглашённые ею начала, принципы и нормы отражаются и в нормативных актах других отраслей права. Для того, чтобы Основной закон «не потерял своего верховенства и не растворился в море конституционного права, потерял свой приоритет» , законодатель присваивает его нормам статус прямого и непосредственного действия.Непосредственно нормы Конституции Российской Федерации применяются в случаях, когда её нормы не требуют дополнительных пояснений, если Федеральный закон, регулирующий конкретные отношения, противоречит ей, а закон субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов противоречит Конституции Российской Федерации, а также в случаях отсутствия закона, регулирующего эти отношения. Обязанность органов государственной власти рассматривать положения Конституции Российской Федерации, как фундамента законодательства, расширяет возможность граждан защищать свои права и свободы, ведь даже в случае отсутствия конкретизации норм Основного закона, суд не может отказать в рассмотрении дела. Так, прямое действие Конституции обеспечивает демократичное свойство упомянутого акта.