Исследование произвольного внимания у студентов

Скачать курсовую работу на тему: Исследование произвольного внимания у студентов. В которой исследованы основные характеристики произвольного внимания, его генезис и развитие.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.08.2025
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что учет особенностей развития произвольного внимания, а также условий и возрастных особенностей их проявлений позволяет повысить эффективность учебного процесса. Особенно важен учет психологических закономерностей развития внимания в студенческом возрасте, поскольку при обучении в высшем учебном заведении предъявляются повышенные требования к уровню развития познавательных процессов, обеспечивающих эффективность усвоения программного материала. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем, связанных с формированием и развитием произвольного внимания у студентов.Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались зарубежные авторы (В. Вундт, Т. Титченер, А. Рибо, и др.), а также отечественные ученые: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермалаев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Ланге, Р.И. Мачинский, Е.Н. Марциновская, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Соколова, А.А. Ухтомский, Д.В. Эльконин и др. К настоящему времени разработано множество концепций, объясняющих сущность внимания как познавательного психического процесса, выделены разнообразные классификации видов внимания.

Введение
1 Теоретический анализ проблемы произвольного внимания у студентов
1Основные характеристики произвольного внимания, его генезис и развитие
2Роль произвольного внимания в учебной деятельности студентов
Эмпирическое исследование произвольного внимания у студентов
1 Способы определения внимания
2 Описание и интерпретация результатов исследования произвольного внимания у студентов
3 Практические рекомендации студентам по развитию произвольного внимания
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2019. – 624 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3 [Текст] / Под ред.А.М.Матюшкина. – М.: Педагогика, 2019-368 с.
Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований [Текст] / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец // Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Приори, 2020. – 273 с.
Гасанова, Р.Р. Методы эффективного обучения в организации внимания в учебном процессе [Текст] / Р.Р. Гасанова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 38-43;
Гутарева, Н.Ю. О психолого-педагогическом изучении личности студента в процессе обучения в ВУЗе [Текст] / Н.Ю. Гутарева // Вестник МГПУ. – 2019. - № 1. - С.43-50.
Диева, П.Я. Экспериментальное исследование внимания [Текст] / П.Я.Диева. – М.: Аспект-Пресс, 2020. - 234 с.
Дьюченко, М.И. Психология. Словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьюченко, Л.Л. Кандыбович. – Мн.: Хэлтон, 2018. – 399 с.
Желтова, Е.В. Динамика психологических детерминант студентов с разной учебной успешностью [Текст] / Е.В. Желтова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2018. – № 10. – С. 151-157.
Калинкина, Е.М. Динамика когнитивной сложности и ее взаимосвязь с отдельными психологическими характеристиками [Текст] / Е.М. Калинкина // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2018. – № 7 (45). – С. 87-89.
Карпачева, А.Б. Психологические особенности учебной деятельности в студенческом возрасте [Текст] / А.Б.Карпачева // Тезисы межвузовской научной конференции «Россия на путях модернизации: актуальные проблемы общественного развития». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2018.
Когнитивная психология. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЭРСЭ, 2017. – 480с.

Если попытаться обозначить понятие общими словами – эта функция является тем самым механизмом, который запускает познавательную активность мозга в отношении конкретного явления окружающего мира или предмета. Далее, подключаются и другие процессы, решающие самые разные задачи. В конечном итоге мы имеем некое представление обо всем, что существует вокруг нас.Произвольное внимание характеризуется тем, что индивид заранее ставит себе цель – понять и запомнить что-либо.Отличительных черт у этого типа психических процессов не мало, но главной остается постановка конкретной задачи. Человек сам определяет то, что хочет понять, запомнить, чему желает научиться. Следующим этапом является некая программа, которая реализуется с использованием познавательной функции.При этом произвольное внимание не обусловлено врожденными навыками и талантами, кроме силы воли. Оно развивается постепенно, шаг за шагом, в конечном итоге переходя в новую форму. Одним людям проще развить его, другим – сложнее. Но главной функцией в любом случае останется активное регулирование всех психических процессов, происходящих в головном мозге, в том числе памяти, мышления.Наряду с непроизвольным важнейшую роль играет произвольное внимание. За устранением частицы «не» стоит коренная реортора, побуждающего произвольное внимание, выступают не случайные изменения или характеристика объектов, а цель деятельности человека.