Лингвометодические основы изучения имени числительного в условиях русско-таджикского билингвизма

ВКР в которой определены методы и подходы к обучению в рамках преподавания РКИ, изучены лексико-грамматические характеристики имён числительных в русском и таджикском языках, выявлены черты сходств и различий лексико-грамматических имен числительных в русском и таджикском языках, проведен анализ особенностей изучения имени числительного в таджикских школах, выдвинуты предложения конкретных путей решения проблем, с которыми сталкиваются таджикские учащиеся, проанализированы учебно-методические комплексы.
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.08.2022
Объем файла
7434 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В настоящее время русский язык является межнациональным языком в Республике Таджикистан. Почти каждый второй уроженец Таджикистана владеет русским языком. Есть и таджики, которые не могут выражать свои мысли на таджикском, но, несмотря на это, они понимают русскую речь. Причиной этому является тщательное обучение русскому языку в таджикских школах. Следует отметить, что таджикские школьники начинают учить русский язык, включая грамматику, со второго класса. Одна из трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, — это изучение имени числительного, ведь его изучение имеет свои особенности. Одной из особенностей является тот факт, что имя числительное больше всего принадлежит устной речи и на письме в большинстве случаев её могут заменить цифрами. Следует учитывать и то обстоятельство, что учащиеся могут часто сталкиваться с именами числительными в будущем, поэтому надо уделять серьезное внимание изучению этой части речи. По этой причине в настоящее время многие преподаватели нуждаются в пособиях, учитывающие особенности учащихся-инофонов. Всё вышесказанное являются актуальностью нашего исследования.

Целью данной работы являются: а) исследование практики изучения имени числительного как части речи в условиях русско-таджикского билингвизма; б) выявление трудностей, возникающие у учащихся-инофонов; в) создание методической разработки в помощь преподавателям, которые работают с билингвальными учащимися по курсу русского языка как родного общеобразовательных школ.

Оглавление

ГЛАВА 1. 6

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО 6

1.1. Методы обучения: общедидактические и частнометодические. 6

1.1.1. Общедидактические методы обучения. 7

1.1.2. Частнометодические методы обучения. 8

1.2. Цели и содержание обучения. 11

1.3. Урок иностранного языка сегодня. 14

1.3.1. Индивидуализация. 15

1.3.2. Речевая направленность урока. 16

1.3.3. Новизна. 18

1.3.4. Основные черты урока иностранного языка. 19

1.3.5. Позиция учащихся на занятиях РКИ. 20

1.3.6. Система обучения русскому языку как иностранному. 20

1.3.7. Характеристика системы обучения. 21

1.3.8. Классификация системы обучения. 22

ГЛАВА 2. 25

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ В РУССКОМ И ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКАХ 25

2.1. Лексико-грамматические характеристики имен числительных в русском языке. 25

2.1.1. Состав имён числительных. 25

2.1.2. Классификация имён числительных. 25

2.1.2.1. Количественные числительные. 26

2.1.2.2. Дробные числительные. 27

2.1.2.3. Собирательные числительные. 27

2.1.2.4. Порядковые числительные. 28

2.1.3. Склонение числительных. 28

2.2.  Лексико-грамматические характеристики имен числительных в таджикском языке. 31

2.2.1. Состав имен числительных. 33

2.2.2. Типы числительных. 34

2.2.2.1. Количественные числительные. 34

2.2.2.2. Собственно-количественные числительные («Шумораҳои аслӣ»). 34

2.2.2.3. Приблизительные числительные («Шумораи тахминӣ»). 35

2.2.2.4. Дробные числительные («Шумораи касрӣ»). 36

2.2.2.5. Порядковые числительные. 36

ГЛАВА 3. 37

ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТАДЖИКСКИХ ШКОЛАХ 37

3.1. Специфика изучения имени числительного на уроках русского языка в таджикской школе. 37

3.1.1. Изучение имени числительного в 7 классах. 37

3.1.2. Изучение имени числительного в 8 классах. 39

3.2. Проблемы изучения имени числительного в условиях русско-таджикского билингвизма и их практическое решение. 41

3.3. УМК по русскому языку М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.М. Капинос, В.В. Львов (6 класс) 43

3.4. УМК по русскому языку системы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучёва, Н. А. Исаева (6 класс) 47

3.5. УМК по русскому языку системы Львов В. В. и Львова С. И. 50

3.6. Методическая разработка «Имя числительное» 53

Заключение 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. Углуглённое изучение. М., 2012.
Бакеева Н. З., Даунене Н.З. Методика преподавания русского языка в национальной школе. М., 1998.
Баранова М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программа по русскому языку. М., 2003.
Белошапкова В. А. Современный русский язык. 1989. С. 452-455.
Березовский Н. С. Изучение темы «Имя числительное» / Н. С. Березовский // Русский язык в школе. 1988. № 5.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В, Исаева Н. А. Русский язык. М., 2012.
Виноградов В. В. Русский язык. 3-е изд. М., 1986. С. 264-281.
Виноградова Л. А. Работа по фразеологии при изучении имени числительного / Л. А. Виноградова // Русский язык в школе. 1978.
Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма)/ М.: Издательcтво Московского университета, 1969.
Виотелева А. И. Теория и методика обучения русскому языку. М., 2006.
Голомидова М. Л. Имя числительное как часть речи. Йошкар-Ола, 2016.
Гусейнова Т. В., Шабурова Д. Х. Русский язык. 2007. С. 151-165.
Гусейнова Т. В. Русский язык. 2020. С. 83-91.
Дьячко В. К. Организационная структура учебного процесса и развитие. М., 1999.
Зарабекова Н. М., Кадымова М. М., Кадамова О. Т. Методика преподавания русского языка. Душанбе. 2021.
Қаюмзод А. Қонуни Забони Тоҷикӣ. 1.10. 2009. С. 130-132.
Капитанова Т. И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М., 1987.
Котвицкая Э. С. Русские числительные. 2005.
Константинова Л. А. Грамматика русского языка. М., 2011.
Лебедев В. К. Знакомьтесь: числительное. 2007.
Лукин М. Ф. К вопросу о лексико-грамматическом статусе числительных в современном русском языке / М. Ф. Лукин // Вопросы языкознания. 1987. № 6. С. 22.
Лыжова Л. К. Изучение склонения числительных в школе / Л. К. Лыжова // Русский язык в школе. 1988. № 1.
Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. М., 2012.
Московкин Л

Обучение может быть контекстным и внеконтекстным по связи содержания с будущей профессией. Контекстное обучение уделяет своё внимание на будущей профессии обучающихся русскому языку, соответственно, уже на ранних этапах такое обучение является профессионально-ориентированным. Например, на подготовительных факультетах, где начинают изучать русский язык с нуля, примерно после двух или трех месяцев обучения акцентируют внимание на профессиональный профиль (естественный, естественно-научный, гуманитарный). Соответственно, в учебных материалах и при знакомстве со средствами языка отражается лексика и особенности избранной сферы общения.