Церковно-государственные отношения в Республике Беларусь в области образования

Скачать дипломную работу на тему: Церковно-государственные отношения в Республике Беларусь в области образования. В которой определены государственно-церковные взаимоотношения в контексте их исторического взаимодействия, социально-правовые формы регулирования, существующие в практике постсоветских государств.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.08.2025
Объем файла
161 Кб
Количество страниц
88
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ в. произошла активизация религии, усиление ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.
Кроме этого, важным фактором является обеспечение конкурентоспособности белорусского гуманитарного знания. Разногласия между богословской мыслью и официальной отечественной гуманитарной наукой продолжает ограничивать потенциал последней. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Историография и источники
2 Методы исследования
ГЛАВА 2 ТЕОЛОГИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНО ЗНАКЧИМЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1 Национальный и международный уровни правового регулирования теологического образования в странах СНГ
2 Теологическое образование: основные подходы к определению и типологизации
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СНГ
1 Теологическое образование в Республике Беларусь
2 Особенности теологического образования в Российской Федерации
3 Теологическое образование в странах Центральной Азии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СПИСОК

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – 1376 с.
Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) // [Электронный ресурс]Режим доступа : HYРЕRLINK "httр://www.un.оrg/ru/dосumеnts/dесl_соnv/dесlаrаtiоns/dесlhr.shtml" http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. Дата доступа: 20.03.2022.
Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // [Электронный ресурс ]Режим доступа: HYРЕRLINK "httр://www.un.оrg/ru/сhаrtеr-unitеdnаtiоns/indех.html" http://www.un.org/ru/charter-unitednations/index.html. Дата доступа: 20.03.2022.
Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) // [Электронный ресурс] Режим доступа: HYРЕRLINK "httр://www.un.оrg/ru/dосumеnts/dесl_соnv/соnvеntiоns/расtроl.shtml" http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. Дата доступа: 20.03.2022.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года) // [Электронный ресурс] Режим доступа: HYРЕRLINK "httр://www.un.оrg/ru/dосumеnts/dесl_соnv/dесlаrаtiоns/rеlintоl.shtml" http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml. Дата доступа: 20.03.2022.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года) // [Электронный ресурс] Режим доступа: "httр://www.un.оrg/ru/dосumеnts/dесl_соnv/dесlаrаtiоns/minоrity_rights.shtml." http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights.shtml. Дата доступа: 20.03.2022.

Произошедшие в период перестройки изменения государственно-церковных отношений оказали влияние на школу, что находило отражение в отдельных инициативных попытках выйти за традиционные для советского государства знаниевые и идеологические рамки в отношении религии посредством интеграции знаний по истории и культуре религий в гуманитарные дисциплины, внеклассную работу. Новым явлением в историографии позднесоветских лет стала научная критика господства атеистического воспитания при формировании мировоззрения подрастающего поколения [59, с.36]., появлялись публикации, отражавшие научную и общественную полемику относительно религиозного и светского подходов к организации духовного воспитания школьников [44, с.22].На втором этапе, в 1992-2016 гг., изучение государственной политики в сфере образования базировалось на различных методологических позициях. В первой половине - середине 1990-х гг. исторические исследования обозначенной проблемы были весьма немногочисленными, что можно объяснить сохранением инерции советских лет. когда отсутствовал общественный и научный запрос на подобную работу, а также спецификой первых постсоветских лет, когда система образования была удалена из числа приоритетных для белорусского правительства отраслей, и продолжавшимся методологическим кризисом исторической науки. Пониманию генезиса знаний о религии в системе общего образования способствовало обращение к диссертации О. Д. Федяевой. в которой в числе первых исторических исследований в рамках проблемы «политика - идеология» затрагивался вопрос о взаимоотношениях школы и Церкви и высказывались опасения в исключительно церковном образовании, при этом в качестве аргумента приводились выдержки из исследования доктора полицейского права, экстраординарного профессора Варшавского Императорского университета А.С. Окольского «Об отношении государства к народному образованию», изданного в 1872 г. [40, с.35].