Влияние направления профессиональной подготовки на ценностные ориентации студентов вуза
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вопрос формирования ценностных ориентаций у молодого поколения всегда был и будет актуальным, но в данный период времени он злободневен, как никогда, прежде всего, в силу быстропротекающих изменений в жизни всего мирового сообщества. С древности и до недавних времен основными критериями развития молодежи были обычаи и традиционный уклад, выработанный предыдущими поколениями. Но современность модифицирует процесс образования ценностей по причинам всевозможных трансформаций на различных уровнях жизнедеятельности социума.
Ценностное отношение человека к миру пронизывает все сферы его жизнедеятельности, служит интегральной характеристикой его духовного состояния. Проблема изучения ценностей, являясь междисциплинарной, наиболее остро стоит в периоды общественных преобразований, глубоких перемен в материальных и духовных условиях жизни людей.
В психологии ценностные ориентации рассматриваются как одна из важнейших характеристик личности, в значительной мере
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Термин ценностных ориентаций и их роль для личности…….……….6
1.1. Воздействие ценностных ориентаций на личность…………………………. 6
1.2. Психологические особенности студентов………………..…………….….…13
Глава 2. Описание методики и результатов исследования……..………..………26
2.1. Методология ценностных ориентаций М.Рокича………………………… 26
2.2. Итоги исследования…………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………….……31
Список литературы…………………………………………………………………33
Приложение…………………………………………………………………………36
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды. T.1. - М.: Педагогика-Пресс, 2008. - 231 с.
2. Белова О.В.Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения студентов педагогических вузов: Дисс. канд. психол. наук. - М., 2013. - 169 с
3. Богдан Н.А..Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов: Дисс. ... канд. психол. наук. - Самара, 2009. - 176 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.
5. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 2017. – № 5. – С. 38 – 44.
6. Бухнер Н.Ю. Профессиональное самоопределение студентов вузов // Вестник Бурянского университета. - 2007 - №11. С. 153 - 158.
7. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов. - М.: Юрайт, 2017. - 178 с.
8. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности - М., 2013. - 444с
9. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М.: Лабиринт, 2019. – 110 с.
10. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 132-135.
11. Додонов Б.И. Потребность, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С. 18 – 29.
12. Донцов А.И. К проблеме ценностей субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 25 – 34.
13. Кожурова О.А. Социальные и социально
Постановка вопроса о студенчестве как отдельной социально психологической и возрастной группы возникла в психологической школе Б.Г. Ананьева, который рассматривал студенчество как особую социальную категорию, своеобразную общность людей, структурированно объединенных институтом высшего образования.
К главным характеристикам студенчества он относит: профессиональную направленность, устойчивое отношение к будущей профессии как следствие верности выбора профессии; адекватность и полноту представлений студента о будущей профессии [1].
Рассмотрим подробнее основные новообразования возраста:
1. Самосознание – как цельное, более-менее адекватное и устойчивое понимание себя, своих особенностей и возможностей, переживание себя как неповторимой личности, эмоциональное отношение к своему «Я», самооценка внешности, поведения, личных качеств, на базе чего появляется возможность целенаправленного саморазвития, самосовершенствования. Данное новообразов