Струнно-щипковые народные инструменты в музыкальной культуре России
Введение
Актуальность данного исследования. История музыкальной народной культуры на Руси начиналась с древнейших времен. Ее корни уходят вглубь веков, во времена дохристианской Руси, и история эта весьма драматична и содержит немало трагических страниц.Источниками, из которых можно сегодня черпать более полные сведения о восточнославянских народных музыкальных инструментах и об их бытовании в далекие времена, являются письменные данные: древние летописи, административно-духовные документы, свидетельства иностранных путешественников и историков, а также памятники изобразительного искусства - иконы, фрески, находки археологических раскопок, памятники устного народного творчества - песни, сказки, пословицы и былины.Сегодняшнее состояние инструментальной народной музыкальной традиции вселяет огромную тревогу за ее сохранность, а тем более за ее продолжение и дальнейшее плодотворное развитие.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно-щипковых народных инструментов.
1.1. Народные музыкальные инструменты…………………………….......6
1.2. Классификация струнно-щипковых народных инструментов ....……12
1.3. Произведения для струнных щипковых инструментов………............18
Глава 2. Роль струнно -щипковых народных инструментов в отечественной музыкальной культуре
2.1. История становления струнно-щипковых народных инструментов..............26
2.2. Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России……………………………………………………………………………….36
2.3. Исполнительство на струнно-щипковых народных инструментах как важная составляющая отечественной музыкальной культуры………………….41
2.4. Творческая деятельность А. А . Цыганкова …………………..………57
Заключение…………………………………………………………………...62
Список литературы……………………………………………………………………………………..65
Приложение………………………………………………………………….69
Приложение 1……………………………………………………………….70
Приложение 2………………………………………………………………..71
Список литературы
Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.: Юргенсон, 2012. - 163 с.
Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов. музыка. 2010. № 4. С.68-74.
Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006.
Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68.
Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98.
Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010. - 165 с.
Когоутек Ц. Техника композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с.
Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с.
Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с.
Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с.
Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях: метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с.
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с.
Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с.
Леонов В. Целостный анализ звукоизвлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с.
Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред. И. Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с.
Гусли, балалайка, гармонь, деревянные ложки - четыре наиболее известных русских народных музыкальных инструмента. Балалайка и гармонь в настоящее время используются как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок. А игра на деревянных ложках используется и в американской фолк-музыке.Гусли впервые появились на Руси. Гусли – самый старинный струнный инструмент из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными. [1].Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.Гусли в описанном выше виде – в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ('скрипка') y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них - смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).