Психологическая характеристика способностей человека

Скачать курсовую работу на тему: Психологическая характеристика способностей человека. В которой исследовано понятие способностей в психологии. Изучены основные психологические теории способностей личности.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.08.2025
Объем файла
61 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В настоящее время вопрос о способностях человека и их роли в развитии человечества не перестает быть актуальным. И одна из причин этой актуальности в том, что эта проблема связана с самой глубинной сущностью человека, c ее соотношением с природой человека.Общеизвестным и общепризнанным можно считать факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, сложившиеся в предшествующий период.  Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые "качества", "силы", "сущности" и т.п. Конечно, современная психология в понимании этих "сущностей" продвинулась вперед, но, тем не менее, какой-то элемент таинственности все же присутствует в изучении способностей. 

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие способностей в психологии…………………………………………..5
1.2. Классификация способностей человека……………………………………......8
1.3. Психологические теории способностей……………………………………….11
1.4. Понятие и сущность способностей человека………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ…………………………………………………………………..17
2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности……………………………..17
2.2. Структура человеческих способностей………………………………………...19
2.3. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и креативности…22
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………………25

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учебник для студентов  вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с. 
2. Бодалев А. А. О направлениях  и задачах научной разработки  проблемы способностей// Вопросы  психологии.-2005.- 1.-С.34-45. 
3. Барахсанова Е.А. Современные  подходы на основе использования  интеллектуальных игр в образовании. - М.: Педагогический эксперимент, 2006. - 156 с. 
4. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности. /Под редакцией  Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во "Институт  практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1997. - 352 с. 
5. Брунер Дж. О познавательном  развитии //Исследование развития  познавательной деятельности.- М.: Наука, 1971, C. 25-99. 
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр "Академия", 2007. - 624 с. 
7. Гусева Е. П. Особенности  свойств нервной системы у  подростков и их соотношения  с некоторыми характеристиками  познавательной деятельности: Автореф. канд. дис.- М.: МГУ, 2005.-36 с. 
8. Завалишина Д. Н. Психологическая  структура способностей //Развитие  и диагностика способностей.- М.: Наука,1991, С.99-112.
9. Игнатенко А. М. Возрастные  особенности памяти учащихся  среднего и старшего школьного  возраста: Автореф. канд. дис.- Л.: ЛГУ, 1972.- 24 с.
10. Лейтес Н. С. Проблема  соотношения возрастного и индивидуального  в способностях школьников // Вопросы  психологии -1985. - 1. -C. 9-19. 
11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 608 с. 
12. Развитие высших психических  функций. Л.С. Выготский /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова.- М.: Изд. Академии пед. наук, 1960. - 498 с. 
13. Рубинштейн С. Л. Принципы  и пути развития психологии.- М.: Наука, 1959.- 256 с.
14. Теплов Б. М. Проблемы  индивидуальных различий. -М.: Наука, 1961.- 345 с. 

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей. По Б.М. Теплову, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого . С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности .Способность - это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность - имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно - психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность.