Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для начала стоит разобрать, что такое «здоровье». Наиболее полным и точным считается определение принятое ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Но данное определение сложно отнести к гражданам Российской Федерации, так как русский человек живет в условиях нестабильной экономической, экологической обстановки и социальной напряженности. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное С.М.Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Образ жизни относится к социально-биологическим факторам, главными компонентами служит три показателя, а это: стиль жизни, качество жизни и уровень жизни.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности формирования ЗОЖ в процессе развития личности ребёнка……………………………………………………………………….…….6
1.1 Главные понятия о здоровье, традициях и культуре ЗОЖ………………………………………………………………………. …........6
1.2 Необходимость и условия формирования культуры ЗОЖ у детей.. ……. ........9
Глава 2. Средства, приёмы и методы формирования ценностей ЗОЖ……..........................................................................................................14
2.1 Организация и методы исследования………………………..……………………………………………14
2.2 Изучения уровня знаний и понятий ЗОЖ. Программа по организации и проведению занятий …………………………………. …..…………………....16
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы .........................…………………………………………...28
Список литературы.
И. А. Анохина Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ Методические рекомендации / И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1979. 2.
Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М., 1987
Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 134 с.
Волошина Л.Н., Курилова Т.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа "Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ. (учебно-методическое пособие) Издательство "Гном и Д", 2004, - 112 с.
Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990.
Доскин В. А. Растим детей здоровыми / Доскин В. А., Л. Г. Голубева. – М.: Мозаика – синтез, 2019.
Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2019.
Интегрированный подход к работе с семьей по формированию у детей основ культуры здоровья: сборник материалов из опыта работы ДОУ Ульяновской области / под ред. И. А. Анохина. Ульяновск: УИПКПРО, 2014.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М., 2000.
Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы.// Волгоград, Учитель 2013.-170с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
Что же такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие возможности адаптации его организма, способствующие полному выполнению им социальных функций и способствующему долгих лет жизни. В данное время есть несколько концепций ЗОЖ. К примеру , автор одной из них И.И. Соковня-Семенова считает, что возможность вести ЗОЖ зависит от различных факторов, такие как пол человека, его возраста и состояния здоровья; места его обитания и проживания; экономических условий; чтобы у человека присутствовали полезные привычки, к примеру: соблюдение личной гигиены, утренняя зарядка, прогулка на свежем воздухе, закаливание; отсутствия вредных привычек, таких как алкоголь, наркотики, курение, сидячий образ жизни, обжорство. Здоровье человека, у которого нет никаких врожденных или приобретенных заболеваний стоит постоянно укреплять, следить, охранять. Люди, которые всё же имеют какие-либо отклонения в здоровье должны вдвое больше его укреплять, корректировать и тд. Далее И.И.Соковня-Семенова отмечает, что во многом социальное здоровье человека зависит от места, где живёт человек, какие исторические условия сложились в том месте, какие традиции и культура; так же, экономическое положение отдельной семьи; установить места значимости здоровья для самого себя; наличие различных заболеваний, условия жизни.