Основные направления изменений произошедших в похоронной архитектуре
ВВЕДЕНИЕ
Урбанизация и повышение уровня жизни привело к резкому увеличению численности населения в городах. Среди главных причин также выделяют успехи медицины, способствовавшие существенному снижению относительных показателей смертности и увеличению доли пожилых людей в общей численности населения. Исходя из данных статистики можно сделать вывод, что количество рожденных и умирающих увеличивается, в городах растет дефицит земельного ресурса, чаще возникает вопрос, что сегодня делать с телами умерших.
Город является сосудом, наполненным историей жизни людей. Память хранится не только в музее, но и на кладбище. В исследованиях последних лет растет интерес к кладбищам как общественным пространствам. Главная задача кладбища служить местом захоронения и парком памяти. Это точка притяжения духовной, культурной, рекреационной жизни горожан. Тем не менее, инфраструктура кладбищ в своем архаичном виде сталкивается с рядом проблем:
нехватка ресурсов земли;
неэкологичность похорон;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 9
1. ЭВОЛЮЦИЯ КРЕМАЦИОННОЙ ТРАДИЦИИ…………………… 12
1.1 История возникновения мест захоронения………………………….. 12
1.2 Похоронная реформа 1918 года……………………………………… 16
1.3 Эмансипация похорон от церкви: европейский контекст………….. 19
2. КРЕМАЦИЯ, КАК НОВАЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА……… 26
2.1 Социальный аспект в проектирование ритуально-обрядовых комплексов…………………………………………………………….. 26
2.2 Дискуссии о кремации XIX-XX века. Опыт катастрофы…………... 31
2.3 Анализ развития объектов кремации в странах Европы XIX-XX века……………………………………………………………………… 45
3. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФЕРНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ……………………………………………………….. 61
3.1 Первый Советский крематорий……………………………………….. 61
3.2 Ритуально-обрядовые комплексы в странах Европы………………... 65
3.3 Инфернальная архитектура России…………………………………... 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бонч-Бруевич В.Д. Отделение церкви от государства / В.Д. Бонч-Бруевич // Деятели Октября о религии и церкви (Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания). — М.: Мысль, 1968. — С. 12-13.
2. Байбурин А.К. Советский паспорт: история — структура — практики / А.К. Байбурин. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 488 с
3. Паперный В. Культура два / В. Паперный. — М.: НЛО, 1996. — 416 с.
4. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни / Е.В. Белякова / Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004. — 664 с.
5. Jupp P.C. From Dust to Ashes Cremation and the British Way of Death / P.C. Jupp. — Palgrave Macmillan, 2006. — 252 p.
6. Блэк М. Смерть в Берлине. От Веймарской республики до разделенной Германии: пер. с англ. / М. Блэк. — М.: НЛО, 2015. — 408 с.
7. Prothero S. Purified by Fire: A History of Cremation in America / S. Prothero. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2001. — 280 p.
8. Laqueur T.W. The Work of the Dead: A Cultural History of Mortal Remains / T.W. Laqueur. — Princeton: Princeton University Press, 2015. — 711 p.
9. Б.К. Сожигание человеческих трупов (кремация) / Б.К. — Пг.: Госиздат, 1921. — 67 с.
10. Селиванов Ф. Огненное погребение / Ф. Селиванов. — Саратов: Издание Саратовского ОРРИК, 1930. — 23 с
11. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной / Е. Жидкова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. №3-4(30). С. 408-429.
12. Шкаровский М. Строительство Петроградского (Ленинградского) крематория как средство борьбы с религией / М. Шкаровский // Клио. — СПб. — 2006. — № 3. — С. 158-163.
13. 7. Тавровский А. Л., Лимонад М. Ю., Беньямовский Д. К. Здания и сооружения траурной и гражданской обрядности. – М. : Стройиздат, 1985.
14. 1. Добровольская М. В. К методике изучения материалов кремации. Краткие сообщения института археологии. Вып. 224, 2010. – С. 85–97.
15. Кремация // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — Т. 13. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973. — С. 372-373.
16. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни / Е.В. Белякова / Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004. — 664 с.
17. Малышева С. «На миру красна»: инструментализация смерти в Советской России. — М.: Новый хронограф, 2019. — 464 с.
18. Красильникова Е.И. Помнить нельзя забыть... Памятные места и коммеморативные практики
Скорбь в отсутствии физической возможности похоронить своих близких переводит смерть и похороны из общественного события в более приватный регистр. Усталость от огромного числа жертв, их дистанцированность, невозможность осмыслить эти события в привычных категориях религии и обрядности, привели к тому, что понятный и монолитный сценарий смерти и похорон распался, дав возможность каждой семье принимать решение о способе похорон и церемониале самостоятельно.
В ситуации похоронного кризиса 1918 - 1920 годов, когда значительная и даже большая часть тел вовсе не была опознана, эти решения должны были быть приняты не на уровне семей, а на уровне городских и муниципальных властей. Горы скопившихся деформированных, частично объеденных животными человеческих тел порождали ситуацию своеобразного семантического ступора стрессового переживания, которое невозможно осмыслить через традиционные похоронные практики, предлагавшие процессуально устоявшееся осмысление факта смерти. Решение этой