Характеристики личности и эмоциональное выгорание среднего медицинского персонала

Скачать курсовую работу на тему: "Характеристики личности и эмоциональное выгорание среднего медицинского персонала". В которой описаны личностные особенности как фактор риска эмоционального выгорания; Исследована взаимосвязь характеристик личности и эмоциональное выгорание среднего медицинского персонала.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.08.2025
Объем файла
234 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования: высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что профессиональные стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психически возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
Профессиональный стресс является составляющей выгорания, которое проявляется в эмоциональном истощении, потерей сил и ресурсов при осуществлении трудовой деятельности. Деятельность медицинских сотрудников является помогающей сферой, которая подразумевает наличие регулярного психоэмоционального напряжения.
Несмотря на то, что понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, но в последнее время оно широко используется в научных исследованиях.
Дело в том, что представители многих профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Именно поэтому синдрому эмо

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические аспекты изучения личности и эмоциональное выгорание среднего медицинского персонала………………….………………5

1.1 Специфика деятельности среднего медицинского персонала…….……….5

1.2 Детерминанты эмоционального выгорания…………………………………9

1.3 Личностные особенности как фактор риска эмоционального выгорания..13

Выводы по первой главе…………………………………………………..17

Глава 2 Эмпирическое изучение личности и эмоционального выгорания среднего медицинского персонала……………………………….…………..18

2.1 Организация исследования и описание методик………………………….18

2.2 Результаты диагностики личностных особенностей среднего медицинского персонала……………………………….……………………..22

2.3 Результаты диагностики выгорания и корреляционного анализа личностных особенностей среднего медицинского персонала…………….24

Выводы по второй главе………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………34

Приложения……………………………………………………………………...38

Список литературы

1. Аббясов И. Х. Основы сестринского дела: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений /И. Х. Аббясов, С.И. Двойников. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с.

2. Аминов Н.А. Синдром «эмоционального сгорания» как вид профессиональной дезадаптации / Н.А. Аминов, Д.В. Шпитальный // Профессиональный потенциал. – 2022. – N 1. – С. 14-21. 

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2019. – 216 с. 

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2018. – 258 с. 

5. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. – 622 c. 

6. Говорин Н.В., Бодагова Е.А. Психическое здоровье и качество жизни врачей. - Томск, Чита: Иван Федоров, 2019.–126 с.

7. Жакун Е.В. Факторы удовлетворённости трудом и здоровье медицинских работников // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021 – С. 103-107

8. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер // 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2019. – 336 с.

9. Ибрагимова Л. А., Исупов П. В. К проблеме эмоциональной регуляции среднего медицинского персонала //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2018. – №. 2. – С. 27-33.

10. Ильин Е. П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности / Е. П. Ильин // Личность и деятельность. – Л.: ЛГУ, 2017.– С. 74 – 84.

11. Ильясова Г.Н., Фарахьянова А.К. Взаимосвязь стрессоустойчивости и профессиональной деятельности врачей-терапевтов//В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных наук материалы IV Международной научно-практической заочной конференции. Научно-образовательный центр «Знание». – 2016. –№ 45. – С. 104-109. 

12. Кирьянов Е.Д. Профессиональный стресс //Консультант директора. – 2019. —№24.–С.7-14

13. Князев В. Н., Ремизова К. А. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке // Вестник ГУУ. – 2019.– №5. – С.8-12

14. Колузаева Т. В. Эмоциональное выгорание. Причины, последствия, способы профилактики // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова.– 2020.– №1.–С.7-12. 

15. Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания // Практикующему врачу. Журнал ГрГМУ. – 2017.– № 3. – С. 108–111.

16. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: Учебное пособие. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2018. – 76 с.

17. Купер К.Л., ДэвФ.Дж, О`Драйскол М.П. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение

Фактором риска выгорания по мнению П. И. Сидорова и С. А. Бабанова, являются, так называемые помогающие профессии: врач, учитель, психолог, социальный работник, священник, спасатель и др., которые имеют дело с человеческими проблемами и обусловленными ими страданиями, а, следовательно, в какой-то степени «берут на себя этот негатив». Гораздо раньше ключевую идею этой позиции выразил К. Чернисс, утверждая, что в профессиональной сфере существуют профессии, «созданные для выгорания» [13].
Содержательную конкретизацию факторов выгорания находим в трудах Р. Кочюнаса [11], который выделял: монотонность и сомнительный смысл работы; большие затраты личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценки; строгая регламентация рабочего времени, особенно при нереальных сроках выполнения работы; работа с «немотивированными» клиентами.
Организационно-управленческий фактор выгорания выделяли Ф. Х. Арчембоулт, Л. Беннетт и др., усматривая основную причину профессионального выгорания в таких производственных стрессогенных проблемах субъекта: недостаточные автономия, поддержка, вознаграждение со стороны администрации и признание коллег, ролевые конфликты, неадекватная или недостаточная обратная связь между руководством и исполнителями и др. 
Индивидуально-психологический и интраперсональный фактор выгорания изучали Н. Е. Водопьянова, С. Мейер, А. Пайнс и др., в рамкахкоторого основными детерминантами профессионального выгорания считаются особенности мотивации и эмоциональной сферы психики субъекта, прежде всего несоо