Культурный аспект как инструмент примирения в международных отношениях
ВВЕДЕНИЕ
В современной действительности тенденция развития международных отношений пробрела новый характер, начиная с конца прошлого столетия. После распада биполярного мира возникла острая необходимость в появлении новых форм построения межкультурного диалога. Это связано в первую очередь со стремительным процессом развития глобализации, возникновением новых аспектов в выстраивании международных отношений, а также с взаимопроникновением культур. Тем не менее, нынешняя система международных отношений может быть охарактеризована как нестабильная в силу острой напряженности политической ситуации в мире. Инструменты и органы урегулирования конфликтных ситуаций, которые были сформированы еще в прошлом веке (во времена Холодной войны), утрачивают свою актуальность, либо попросту превращаются в фиктивный элемент взаимодействия.
Таким образом, на первый план выходит поиск актуальных и действенных методов урегулирования международных конфликтных ситуаций. Первым «шагом» в построении новой ко
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ 6
1.1 Сущность культурной дипломатии в развитых странах 6
1.2 Принципы функционирования культурной дипломатии 13
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. ПАРКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА В УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 20
2.1 Культурный аспект урегулирования международных отношений в условиях многополярного мира 20
2.2 Практические аспекты культурной дипломатии Российской Федерации 25
Выводы по 2 главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боголюбова, Н.М. Внешняя культурная политика России: исторический опыт и проблемы современного периода / Н.М. Боголюбова // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 3 С. 142-147. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vneshnyaya-kulturnaya-politika-rossii-istoricheskiy-opyt-i-problemy-sovremennogo-perioda (дата обращения: 15.05.2023)
2. Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. No 4 (18): в 2-х ч. Ч. I. C. 25-27. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_4-1_05.pdf (дата обращения: 15.05.2023)
3. Гринчева, Н. Культурная дипломатия 2.0.: перспективы использования в международной музейной практике / Н. Гринчева // Вопросы музеологии 1 (7) / 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kulturnaya-diplomatiya-2-0-perspektivy-ispolzovaniya-v-mezhdunarodnoy-muzeynoy-praktike (дата обращения: 15.05.2023)
4. Журавлева Н.Н. Коммуникативные стратегии в сфере культурной дипломатии: современные дискуссии // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2007, № 2, (ч. 2).
5. Иванов, И.С. Какая дипломатия нужна России в XXI веке? / И.С. Иванов // Россия в глобальной политике. №6, 2011. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Kakaya-diplomatiya-nuzhna-Rossii-v-XXI-veke-15392 (дата обращения: 15.05.2023)
6. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. // Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры – официальный сайт. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 15.05.2023)
7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 15.05.2023)
8. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года №640 утратила силу) // Министерство иностранных дел Российской Федерации – официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 15.05.2023)
9. Соглашение о сотрудничестве в области культуры // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=85 (дата обращения: 15.05.2023)
10. Список всемирного наследия ЮНЕСКО // ЮНЕСКО – официальный сайт. URL: https://whc.unesco.org/ru/list/ (дата обращения: 15.05.2023)
11. Устав Содружества Независимых государств // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/page/3373/ (дата обращения: 15.05.2023)
12. Филимонов Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М.: РУДН, 2010. 212 С.
13. Цветкова, Н.А. Наследие президен
Однако это не означает, что принципы осуществления культурной политики нигде не прописаны. Например, принципы культурной дипломатии России можно обнаружить в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». В этом документе закреплена информация о том, как Российская Федерация должна взаимодействовать со странами-партнерами в области сферы культуры на международной политической ареке. Такая тенденция может привести к непониманиям в данной области и, как следствие, разногласиям среди исследователей и граждан. Наиболее целесообразным вариантом решения данной проблемы является составление нормативно-правового акта, в котором будут прописаны основные принципы осуществления культурной политики России за рубежом. Во-первых, это позволит ликвидировать разногласие мнений в обществе. Во-вторых, представители иностранных государств будут четко понимать интересы представителей Российской Федерации в области сотрудничества по вопросам культурного развития.
По