Механизмы сохранения семьи для ребенка в ситуации семейного неблагополучия
ВВЕДЕНИЕ
Семьи и дети являются главными ценностями государства. Государственная семейная политика направлена на повышение качества жизни семей, приоритетными целями которой являются поддержка, укрепление и охрана института семьи. Семья является социальным институтом, в котором происходит формирование личности ребенка. Именно в семье должны быть созданы предпосылки и обеспечены необходимые условия для успешного развития ребенка.
По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Именно в ней формируются нормы поведения и личные качества ребенка, закладываются основы воспитания посредством усвоения традиционных семейных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СИТУАЦИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ФАКТОР РИСКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ……………………….. 10
1.1.Семейное неблагополучие как социально опасная ситуация для ребенка: критерии, индикаторы и показатели ……………………………... 10
1.2.Межведомственное взаимодействие по работе со случаем семейного неблагополучия и меры воздействия на родителей, не исполняющих обязанностей или жестоко обращающихся с ребенком …... 18
ГЛАВА 2. КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В СИТУАЦИИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………….. 28
2.1. Разработка индивидуальной программы коррекции и реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении ……….…………… 28
2.2. Технологии социальной работы по восстановлению функциональной состоятельности биологической семьи и сохранению ее для ребенка……. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…. 44
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 47
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999№ 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
5. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12. 1995 (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018№ 204 (ред. от 21.07.2020) // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
7. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
8. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства РФ от 06.11.2013№ 995 (ред. от 10.02.2020). // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
9. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-p// Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
10. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
11. О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми: Закон Республики Коми от 23.12.2008 № 148-РЗ (ред. от 01.07.2021) // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
12. Концепция обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2021-2023 годы: Распоряжение Правительства РК от 06.09.2021 № 428-p// Доступ СПС «Консультант плюс». – 2022.
13. Аверин А.Н., Зорина А.Н. Деятельность по защите семьи: межведомственное взаимодействие, преодоление и профилактика семейного неблагополучия // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2019. - №1. – С. 45-47.
14. Адазиева Л.С. Неблагополучие семей как причина кризиса института семьи и социальная работа по его преодолению // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: сб.тр. – Уфа, 2019. – С. 18-23.
15. Алексеева Л.С. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждений социальной сферы // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. - №3. – С. 54-61.
16. Аллаярова Б.Р., Гареева З.К. Неблагополучная семья в социальном контексте // Наука через призму времени. - 2020. - №5. – С. 168-169.
17. Андрианова Р.А., Шемшурин А.А., Рыбникова Н.К. Социально опасное положение семьи и жестокое обращение как угроза безопасности детей // Социально-психологические проблемы современной семьи: ценности материнства и детства: сб.тр. – Москва, 2021. – С. 99-103.
18. Андрощук В.А. Специфика применения технологии социального консультирования в работе с неблагополучной семьей // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России: сб.тр. – Саранск, 2016. – С.1-4.
19. Афанасенкова Е.Л. Жестокое обращение в семье как причина социальной дезадаптации детей и подростков // Психология семьи в современном мире: сб.тр. – Екатеринбург, 2017. – С. 24-33.
20. Базарова Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №5. - С. 116-119.
21. Базарова Е.Б. Семейное неблаго
Следует обозначить, что практически в каждой образовательной организации имеется социальный педагог, который занимается оказанием социальной помощи, поддержки педагогам, родителям и ученикам. Помимо этого, данный специалист взаимодействует с другими учреждениями социальной защиты населения, тем самым способствуя помощи детям и семьям, которые находятся в тяжелом жизненном положении.
В учреждениях образования особую роль занимают социально-педагогические и психологические службы, которые организуют учет обучающихся, нуждающихся в государственной защите и помощи и находящихся в социально опасном положении. Помимо этого, данные службы занимаются разработкой индивидуальных планов деятельности по защите прав и интересов несовершеннолетних, устанавливают контакты с ведомствами по вопросам защиты прав детей.
Необходимо отметить деятельность учреждений здравоохранения. Специалисты данных учреждений, информирую