Влияние человеческого фактора на безопасность мореплавания
введение
автоматизации, судоводителю необходимо переходить из автоматического режима на ручное управление, например, в ситуации неблагоприятных погодных условий, когда они мешают удерживать судно на заданном курсе, либо при плавании в сложных условиях: узкости, швартовных операциях. В данном процессе важно понимание мостика и машинного отделения, так как управление становится совместным. При отсутствии понимания возможны нежелательные последствия, которые станут предвестниками аварийных ситуаций.
Проблема привыкания к технике приводит к ухудшению мыслительных способностей и атрофии навыков, даже если они накапливались годами. Из-за автоматизации работа перестает быть творческой, техника превратила процесс работы в рутину и обыденность.
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ.. 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ.. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА.. 21
2.1 Индивидуальные факторы: восприятие и познание. 21
2.1.2 Познание, когнитивные способности и нейроресурс. 27
2.2 Нагрузка и сложности при работе с задачами. 30
2.2.1 Интерференция навыков. 30
2.3 Коммуникация и командная работа. 39
2.4 Влияние рабочей среды.. 43
2.5 Технологический прогресс и взаимодействие с технологиями. 46
2.6 Окружение, культура и общество. 50
ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ.. 53
3.1 Получение информации, осмысление и практика. 53
3.2 Психофизиологический отбор. 55
3.3 Создание антихрупких систем.. 56
3.4 Дуальность человеческого фактора. 57
ГЛАВА 4. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА.. 58
4.1 Судовой план управления мусором. Журнал операций с мусором.. 58
4.2 Обеспечение электробезопасности штурманских работ. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
European Maritime Safety Agency — Annual Overview of Marine Casualties and Incidents 2022 publication
«Human Factors in the Maritime Domain» Michelle Rita Grech, Tim John Horberry, Thomas Koester.
Григорьев Н. Н. Контроль безопасности. В поисках панацеи. / Н. Н. Григорьев, М. М. Наконечный // Морской флот. – 2018 - №5
Григорьев Н. Н. Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения. / Н. Н. Григорьев, М. М. Наконечный // Морской флот. – 2016 - №5
Метельский. А. IQ судоводителя и пересмотр МППСС. / Метельский. А. // Морской флот. – 2017 - №1
Григорьев Н.Н. Матрица аварийности: человеческий фактор / Атомная стратегия. // Интернет-ресурс http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6613
Григорьев Н. Н. Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики. / Н. Н. Григорьев // Морской флот. – 2018 - №1
Григорьев Н. Н. Восприятие информации как фактор безопасности мореплавания. / Н. Н. Григорьев, М. М. Наконечный // Морской флот. – 2015 - №4
Григорьев Н.Н. Состояние психики управленца, принимающего решение в условиях дефицита времени / Атомная стратегия. // Интернет-ресурс http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8286
Matthieu Ricard, Antoine Lutz, Richard J. Davidson Neuroscience Reveals the Secrets of Meditation’s Benefits / Scientific American. // Интернет-ресурс https://www.scientificamerican.com/article/neuroscience-reveals-the-secrets-of-meditation-s-benefits/
Григорьев Н. Н. ПДНВ – это стандарт идеального судоводителя? Нет. / Н. Н. Григорьев // Морской флот. – 2021 - №4
Григорьев Н.Н. Интерференция навыков как человеческий фактор аварийности / Атомная стратегия. // Интернет-ресурс http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3677
Григорьев Н. Н. Порочные круги российского образования. / Н. Н. Григорьев, В. И. Сигида // Морской флот. – 2022 - №4
2.1.2 Познание, когнитивные способности и нейроресурсПосле получения информации с помощью органов чувств и его дальнейшего восприятия, информационные поток подвергается дальнейшей обработке в когнитивной системе. Процессы обработки включают в себя память и запоминание, принятие решений, внимание, чуткой и осведомлённость.
Все полученные навыки и знания откладываются в мозгу человека — памяти. В контексте мореплавания память можно разделить на краткосрочную или рабочую, долгосрочную и сенсорную. [2]
Сенсорная память отвечает за распознавание того, что мы получили из органов чувств, весь процесс длится менее одной секунды и информация передается в краткосрочную память.
Рабочая память используется, когда вахтенный помощник считывает данные с радара и идет к карте, чтобы проложить курс.