Черты метамодернизма в произведении Рейчел Джойс «Заснеженный сад и другие истории»
Введение
Развитие человеческой культуры находится в состоянии непрерывного движения, которое осуществляется под влиянием множества факторов. Согласно Д.С. Лихачеву, культура является определенным духовно-этическим, сакральным полем, в которые входят такие элементы человеческой жизни как религия, искусство, образование, нравственность и моральные нормы. Все перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны и имеют непосредственное влияние друга на друга. Продолжительный период времени, отличающийся определенной внутренней связанностью и характеризующийся присущим ему уровню развития материальной и духовной культуры, называется эпохой.
Литература и культура являются неотделимыми элементами: культура общества со всеми ее особенностями всегда так или иначе находит свое отражение в литературных произведениях. Как отметил В.Г. Белинский, “литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни”. Последней официально выделенной и признанной эпохой является эпоха постмодернизма, которая
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. 7
1.1. МЕЖДУ МОДЕРНИЗМОМ И ПОСТМОДЕРНИЗМОМ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЧЕРТЫ ЛИТЕРАТУРЫ МЕТАМОДЕРНИЗМА. 7
1.2.1. ЛИТЕРАТУРА МОДЕРНИЗМА 7
1.1.2. ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА 14
1.1.3. ЛИТЕРАТУРА МЕТАМОДЕРНИЗМА 23
1.2. ЖАНР РОЖДЕСТВЕНСКОГО РАССКАЗА Ч. ДИККЕНСА КАК СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Р. ДЖОЙС «ЗАСНЕЖЕННЫЙ САД И ДРУГИЕ ИСТОРИИ» 29
1.3. ВИДЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. 43
1.4. ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 51
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОВЛЕНИЯ ЧЕРТ МЕТАМОДЕРНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. ДЖОЙС “ЗАСНЕЖЕННЫЙ САД И ДРУГИЕ ИСТОРИИ” 53
2.1. БИОГРАФИЯ Р. ДЖОЙС И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ “ЗАСНЕЖЕННЫЙ САД И ДРУГИЕ ИСТОРИИ” 53
2.2. ПРОБЛЕМАТИКА И ТЕМАТИКА 56
2.3. КОМПОЗИЦИЯ 63
2.4. ПАФОС 68
2.5. ИДЕЯ 72
2.6. ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
Список литературы
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1970. С. 122–123.
2. Андреев Л. Г. Зарубежная литература XX века. Учебник для вузов. Зарубежная литература ХХ века. Под редакцией Л. Г. Андреева М.: Высшая школа, 1996.
3. Андреев М. Л. Поэтика Прошлого // Литература эпохи просвещения - URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-all/andreev-poetika-proshlogo.htm (дата обращения: 19.06.22).
4. Андреев М.Л., В.Н. Новичкова Литургическая драма // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018) - URL: https://bigenc.ru/literature/text/5295856 (дата обращения: 19.06.22).
5. Андреев М.А. Драма литургическая / М.А. Андреев // Словарь средневековой культуры. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medieval_culture.academic.ru/27/драма_литургическая (дата обращения: 29.04.2023).
6. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986. — С. 428.
7. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 24.
8. Бахтин М.М. Собр. соч. – Т. 2. Проблемы творчества Достоевского. Статьи о Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы. – М.: Русские словари, 2000. – С. 91
9. Буррио H. Реляционная эстетика. Постпродукция / пер. А. Шестакова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
10. Бурцев А.А. Английский рассказ, конец XIX – начало XX в.: проблемы типологии и поэтики. Иркутск, 1991. 335 с.
11. Вадим Руднев. Словарь культуры XX века - URL: Вадим Руднев. Словарь культуры XX века (lib.ru) (дата обращения: 29.04.2023).
12. Вераксич И.Ю.: Зарубежная литература. ХХ век Курс лекций. Лекция №№ 16–17. Литература постмодернизма - URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-16-17.htm (дата обращения: 29.04.2023).
13. Вермюлен Т., Ван дер Акер Р. Заметки о метамодернизме - URL: http://metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism/ (дата обращения: 29.04.2023).
14. Гимранова, Ю. А. Интертекстуальный анализ: учебно-методическое пособие / Ю. А. Гимранова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. – 140 с.
15. Голованова И.С.: История мировой литературы. Модернизм – URL: Голованова И.С.: История мировой литературы. Модернизм (niv.ru) (дата обращения: 29.04.2023).
16. Гугнин А. А. Магический реализм / А. А. Гугнин // Литературная энциклопедия терминов и понятий: В 2 т. / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. − М., 2003. − Т. 1. – С. 490-492.
17. Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления / А. А. Гугнин. – М.: Институт славяноведения РАН, 1998. – 117 с. (Доклады Научного центра славяно-германских исследований).
18. Диккенс Ч. Рождественские повести в прозе. Предисловие / Ч. Диккенс. – М., 2007. – 176 с.
19. Диккенс Ч. Статьи и речи (
Результатом нововведений стало, с одной стороны, приобщение церковной драмы к простому народу, а, с другой стороны, к переносу действия из храмов на паперть [5]. Так появилась полулитургическая драма. От литургической драмы она отличалась еще тем, что представления давались в дни ярмарок, а актерами могли не только священники, но и миряне [58].
В период зрелого Средневековья появляется целый ряд новых жанров. Среди них наибольшей популярностью пользовался жанр миракля. Миракль (от лат. miraculum чудо) - средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы [44]. Миракли произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Они имели вполне житейский сюжет. Конфликты в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил, которое обязательно приводило к торжеству добродетели и наказанию порока.
Следующим этапом развития средневековой драмы стало появление таких жанров городс