Исследование ситуативной тревожности подростков
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, большое внимание уделяется проблеме изучения тревожности детей и подростков. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, и трудностям в общении. Подростки постоянно находятся в среде информационной перегруженности из-за подготовки к экзаменам, испытывают стресс от учебной нагрузки, общения, конфликтов с родителями и педагогами. Данные факторы негативно влияют на эмоциональную сферу девочек и мальчиков. В последние годы высокая тревожность в подростковой среде приобретает массовый характер. Это, в свою очередь, подчеркивает актуальность данной проблемы и необходимость дальнейшего исследования ситуативной и личностной тревожности подростков, а также разработку способов и программ по преодолению тревожности в подростковой среде.
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.. 5
1.1. Проблема тревожности в научной литературе. 5
1.2. Особенности ситуативной тревожности. Причины и виды.. 9
Глава 2. Практическое исследование ситуативной тревожности в подростковом возрасте. 12
2.1 Исследование ситуативной тревожности подростков 13-15 лет. 13
2.2 Рекомендации для снижения ситуативной тревожности у подростков. 20
Список использованных источников. 33
Список учащихся-респондентов исследования. 35
Список использованных источников
1. Бикеева, О. С. Исследование ситуативной тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации [Текст] / О. С. Бикеева // Символ науки . - 2018. № 12. - С. 93-96.
2. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний [Текст]/ Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 104–113.
3. Бурлачук, А.Ф. Психодиагностика [Текст] / А.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - М.: Юнити, 2019. - 528 с.
4. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] / Г.Ш. Габдреева. – М.: Эксмо, 2014. – 180 с.
5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2010. - 656 с.
6. Кондратьева, О. А. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков / О. А. Кондратьева, Е. С. Нижегородцева // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2016. – № T44. – С. 57–64.
7. Малолеткова, А. В. Взаимосвязь тревожности и профессиональных склонностей у детей старшего подросткового возраста / А. В. Малолеткова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. – № 6. – С. 361-364.
8. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева. – М.: Речь, 2017. – 248 с.
9. Насурова, З. А. ПОНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ, ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / З. А. Насурова. — // Вестник медицинского института. — 2020. — Вып. 2/18. — C. 73-77.
10. Петрова, А. И. Профилактика тревожности у старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену / А. И. Петрова // Молодой ученый. — 2021. — № 40. — С. 168-171.
Диагностическая методика Спилбергера-Ханина представлена в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (ситуативная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Несмотря на обилие психологической диагностики, только методика К. Спилбергера и Ю. Ханина может одновременно измерять тревожность, а также характеристику личности.
Методика была разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована для отечественных реалий Юрием Ханиным, за что и получила его название. Выделяется 2 этапа диагностики. Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуационной тревожности- 1 этап. Позиции под номерами 21-40 будут характеризовать личную тревожность- 2 этап.